ЕЛЕНА
ШЕРМАН (ЛЬВОВ, УКРАИНА)
МАЙСКОЕ
ВИНО
.
«Ох, пьяна я, пьяна, не дойду до дому…» Есть такая хорошая народная
песня, хорошая и правдивая. Жаль, я больше слов не помню, потому что это
про меня, про меня сейчас, и я иду, ощущая легкое качание асфальта, и гляжу
на мир через крепкий хмель, но до дома я дойду, должна дойти, потому что
некому вести меня за руку и поддержать тоже некому. Оттого и хмель, оттого
и тянет то в плач, то в смех – а то отчего же? Я иду одна через майский
вечер, такой красивый, такой свежий, и справа от меня стоят, как на параде,
цветущие деревья, и слева от меня стоят деревья в цвету, и ветер срывает,
треплет последний майский цвет, и вся мостовая засыпана белым черемуховым
снегом. Благословенные прощальные дни мая! Как хочется любить, как хочется
быть любимой, как хочется, чтобы обнимали сильно-сильно, как хочется, чтобы
перехватывало дыхание от поцелуев; и все парочки целуются, навстречу парни
с девчонками идут в обнимку, идут, держась за руки, словно боясь внезапной
разлуки – и они правы, разлуки всегда внезапны, а одиночество и боль идут
за нами по пятам. Я никогда не была ханжой, всегда улыбалась по-доброму
чужой любви – но сегодня нет, не могу. Потому что я иду одна, одна, одна…
Что с того, что еще смотрят на меня мужики, оценивают глазами ноги, грудь,
развевающиеся на ветру русые волосы до плеч? Я хороша, еще хороша, но себя
не обманешь, краткий женский срок мой походит к концу. Еще пару лет,
и настанет великая тишина поздней осени: хочешь, вяжи носки, хочешь, бегай
по утрам, хочешь, занимайся йогой – масса занятий, потому что масса свободного
времени у тех, кто одинок и никому не нужен. Кончено, финита ля комедиа.
Что не сбылось, не сбудется никогда. И что с того, что я помню все мечты
юности, все полускрываемые от себя самой запретные полудетские желания,
что с того, что та часть души, которая отвечает за личное, интимное, сокровенное,
так и не сумела огрубеть, не покрылась толстой ороговевшей кожей? Я по-прежнему
остро ощущаю и боль, и наслаждение, и красоту, но нечего лукавить: наслаждение
и красота уже не для меня. И кому предъявлять претензии, что жизнь оказалась
несравненно грубее, чем все юношеские мечты?
Только не надо меня воспитывать, я знаю, что пьянство не красит дам. Пить
нехорошо, особенно женщине, а я к двум бокалам шампанского добавила пол-литра
горькой – сама, в хорошей компании самой себя. Крепко поддала баба, правда?
И самое смешное, что я не пью, практически совсем не пью. Но бывают случаи,
когда трезвость невыносима, как слишком яркий свет для больных глаз. И
покажите-ка мне тех, кто никогда не пил с горя, от отчаянья, кто никогда
не гасил душевную боль крепким напитком, покажите мне этих, со стерильно-чистыми
личиками и стеклянными пустыми глазками, я посмеюсь над ними, потому что
они не люди – куклы. Хотя нет, не посмеюсь, потому что нет таких людей
на свете. Невозможно прожить жизнь и не напиться, как невозможно пройти
путь и не оступиться. И я иду, шатаясь, по бесконечной черемуховой аллее,
и ветер кружит вокруг меня белый благоуханный снег нежнейших лепестков.
Ах, какое хорошее русское слово: кручина, тоска-печаль! Не резиновые безликие
«проблемы», от которых пьют лишь слабаки и юнцы; не черное, пахнущее сырой
землей горе; не рвущая воздух колокольным звоном большая беда – кручина.
Поселилась внутри, как отрава, и не дает вздохнуть, не дает отдаться бездумной
легкости опьянения.
А как хорошо все начиналось, как остроумен, утонченно-галантен, очарователен
сегодня ты был! Редкое качество в мужчине – очарование, обаяние внешности,
ума, врожденного такта. Может, я не любила бы тебя так сильно, если б не
твоя всегдашняя подтянутость, легкий, едва уловимый запах холодноватого,
как бы морского одеколона, белозубая улыбка – искренняя, идущая от сердца.
И синие глаза, синие-синие, как это бездонное майское небо. Я б запретила
мужикам иметь синие глаза: пусть или цветные контактные линзы носят, или
темные очки цепляют на нос. А то посмотришь, как я, случайно, ненароком
– и сердце задрожит, забьется: попалась, птичка. Попалась и не вырвешься.
И вроде ничего нет: банальные разговоры – но ведь дольше, чем обычно бывает
между сослуживцами! Банальные комплименты – но ведь улыбка освещала не
только уста, но и синие глаза загорались тысячей огней. Вроде ничего, но
что-то было, было, не могло не быть. Я могла ошибиться только в масштабах,
но не в сути. И, уверив себя, начала строить планы, начала пытаться, метаться,
надевать короткие юбки, краситься с удвоенной силой – искренне веря, что
однажды крепость дрогнет, оборона даст слабину и мы вдвоем… начнется наше
«вдвоем», придет долгожданное «вместе».
Не учите ученую, я знаю, что не годится женщине бегать за мужчиной. Не
только бегать, даже ходить не годится. Но что делать, если сам мужчина
не торопится бегать за женщиной? Ждать у моря погоды? Не те лета, и не
те люди. И ведь ты не уклонялся, ты охотно отвечал на заигрывания, выполнял
просьбы. Подвезти? Нет проблем. Помочь донести тяжелую сумку? Ради бога,
не стоит даже благодарить. Напортачила с отчетом? Не волнуйся, сейчас разберемся.
Вежливо, непринужденно, с очаровательной улыбкой. Только сначала мне нравилось,
а потом стало мало этого, мало джентльменства, мало искренней доброты.
Ты и собак с кошками жалеешь, но я не собака. Я могу бежать следом, но
мне мало пары ласковых слов и ни к чему не обязывающего поглаживания по
шерсти. Я хочу, чтобы ты любил меня. Или хотя бы – черт с ним, мы с возрастом
теряем горделивую привередливость – или хотя бы делал вид, что любишь.
А почему нет? Ты разведен, и я одна, мы ровесники, оба хорошо выглядим,
нормально зарабатываем, почему нет?
А почему да?… Только потому, что я тешу себя по ночам сказками собственного
сочинения, как в пятнадцать лет? Только потому, что я устала быть одна?
Но честное слово, когда сегодня мой «хитрый план» удался, и мы впервые
пошли вместе в ресторан, и именно в тот, что я хотела, чудный такой полуподвальчик
в итальянском стиле с фигурными свечами на столах, и ты поднял первый бокал
шампанского – за меня! – душу затопила радость, и сердце забилось, как
у школьницы. Показалось, что вот они, сбывающиеся мечты, вот оно: начало.
И ничего, ничего не омрачало это встречу, ты был так искренне весел, в
меру развязен, в меру шутлив, и я уже предвкушала продолжение свидания
– у меня дома, у тебя дома – какая разница, и дрожал огонек свечи в виде
розы из красного парафина на покрытой сиреневой накрахмаленной скатертью
столе… Все было так хорошо, пока не зазвонил мобильник. Ты вынул его, нажал
на кнопку и заговорил с кем-то спокойным и уверенным голосом: «Я скоро
буду. Минут через сорок, я здесь недалеко. И я целую». И у меня внутри
все оборвалось.
Другая. Я не знала о ней, честное слово, я не знала, что у тебя кто-то
есть! Это открытие пронзило меня такой болью, что я почти упустила главное.
А главным было не наличие соперницы, а именно тон. Ты слишком порядочный
и совестливый человек, чтобы, ощущая малейшую вину, говорить таким невинным
голосом. Ты действительно не ощущал никакой вины, потому что знал: этот
ранний ужин или поздний обед не будет иметь никакого продолжения. И еще,
конечно, потому что я для тебя – пустое место. Это действительно обед с
коллегой, и пол не имеет значения. Ты точно так же обедал бы с Тарасом,
с Сергеем, с Ефимом, со всеми, кроме Пастушка – ты его недолюбливаешь.
Вот и все. Ты даже не предложил подвезти меня. Просто забыл, как забыл
бы, обедая с Сергеем или Ефимом – ведь все наши мужики на своих колесах.
А я не могла просить. Когда мы расстались, я прошла метров пятнадцать к
трамвайной остановке и неожиданно для себя свернула в сторону какого-то
дежурного кафе. Горло сдавило, и этот спазм не позволял расплакаться, не
позволял даже свободно вздохнуть. Ах, какая дура, повелась на чужую воспитанность
и тактичность… И то сказать: что он должен был сделать? Шарахаться от меня?
Нахамить? А может, он верит в дружбу между мужчиной и женщиной? Какое это
имеет значение… Меня нет в его жизни, не было и никогда не будет. А высоко
над головой проплывают в синем небе, как корабли в неведомое, пышные майские
облака, и ветер рассыпает по мостовой белый цвет, и из всех подворотен
доносятся песни про любовь.
Я опрокидывала в себя рюмку за рюмкой, как алкоголик, и все пыталась представить:
какая она? Та женщина, которая долго ли, коротко ли, но с тобой, но есть
для тебя, которая хоть что-то значит в твоем мире… Ну, конечно, как всегда,
представлялся гений чистой красоты с бюстом Памелы Андерсон, и, разумеется,
моложе меня лет на 10, если не на 15. Я не первый день живу на свете и
знаю, что все это не обязательно. Та женщина может быть лучше меня только
одним: тем, что раньше повстречалась тебе. И заняла то место, которое должна
была занять я. А что? Я не Памела Андерсон, но меня еще не стыдно показывать,
мне никто не дает моих лет… э-э-э, что толку? В ушах гремели барабаны извергаемой
из динамиков музыки, глаза слезились от табачного дыма – и не только от
табачного дыма. После пятой или шестой рюмки ужасно хотелось, чтобы ко
мне подсел интересный, об-баятельный, сос-тоятельный мужчина наподобие
Ричарда Гира и тут же, так сказать, не отходя от кассы, доказал мне мою
женскую состоятельность, пожелав познакомиться, выпить на брудершафт,
поехать в Париж… Но ричарды гиры подсаживаются к одиноким женщинам, пьющим
с горя в дешевых барах, только в голливудских мелодрамах. Или нет, к героине
Ким Бэсингер в «Девяти с половиной неделях» подсел не Ричард Гир,
а Микки Рурк. И она не была пьяная.
Впрочем, не будем гневить Бога: обошлось без эксцессов, никто не пристал,
не затащил, не избил или чего похуже, и я, целая и невредимая, бодрым (только
немного неверным шагом) иду по родной улице восвояси. Иду – и не хочу возвращаться,
хочу идти и идти через это прощальное цветение и вдыхать благоуханный воздух,
и смеяться, и плакать про себя – а может, и не про себя, мне уже все равно.
Слишком много весен протекли, как сон, бесплодно, бессмысленно, глупо!
Где посаженное мной дерево, где написанная книга, где сын или дочь? И та
панельная двухкомнатная коробка, оклеенная моющимися обоями, где я обитаю,
разве это мой дом? Разве может быть домом место, где тебя никто не ждет,
даже собака, даже кошка, даже ручная мышь? Никого, ничего, и уже никогда.
Спасибо, Господи, за избавление от последней иллюзии.
Да, я пьяна, пьяна в стельку, пьяна вдрободан, и кто меня осудит? Кто посмеется
мне вслед? Кто прочитает мораль? Некому любить и некому ругать. Нет, дожили,
честное слово. Идет по улице красивая, стройная, еще молодая и пьяная,
отчаянно пьяная женщина – и никому нет дела. Только весна осыпает меня
последними своими дарами и ветер нежно гладит горящие от невыплаканных
слез глаза. И песня, старая, трехсотлетняя, быть может, песня звучит во
мне, и я постепенно вспоминаю слышанные только раз в жизни слова – а может,
сама пишу их? Они рождаются во мне, как мои; они и есть мои, как горькие,
поздние слезы, как ненужная боль внутри.
…Ой, пьяна я,
пьяна, не дойду до дому!
Довела меня тропка
дальняя
До вишневого
сада;
Довела меня тропка
дальняя
До вишневого
сада.
Там кукушка кукует,
мое сердце волнует.
Ты скажи-ка мне,
расскажи-ка мне,
Где мой милый
ночует.
Если он при дороге
- помоги ему, Боже;
Если с любушкой
на постелюшке -
Накажи его, Боже.
Если с любушкой
на постелюшке -
Накажи его, Боже!
Чем же я не такая,
как чужая, другая?
Я хорошая, я
пригожая, только доля такая.
Я хорошая, я
пригожая, только доля такая… |
ЕЛЕНА
ШЕРМАН, г. Львов (Украина)
Персональная страница
Елены Шерман: http://ellena.sitecity.ru
Написать отзыв
автору:
els52@lycos.com
Опубликовано
в
женском журнале "WWWoman" - http://newwoman.ru
25 МАЯ 2004 года
Следующая
публикация Елены Шерман: Одноразовая
"любовь". Полемические заметки
Елена Шерман,
все публикации на сайте WWWoman - newwoman.ru:
Статьи:
Одноразовая
"любовь". Полемические заметки
Как
читать брачные объявления (юмористические советы)
Выйти
замуж за миллионера
Знакомства
в интернете: миф и реальность
Проза:
Искательница
жемчуга (Ироническая повесть на вечную тему)
Июнь
(Отрывок из романа «Исповедь»)
(Рассказы):
Майское
вино
Приворотное
зелье
Преступление
без наказания. Юмористический рассказ
Несостоявшийся
роман
Банальный
случай
Тетя
Даша
Монолог
холостяка
Стервы
и ангелы
Идеал
Романтики
Елена Шерман. "ПОРТРЕТ КИБЕРВУМЕН, ИЛИ МИФ
О ЖЕНЩИНЕ В СЕТИ" (в двух частях), опубликованной в "Русском журнале":
Часть
первая http://www.russ.ru/netcult/20030820_sher.html
Часть
вторая http://www.russ.ru/netcult/20030902_sher.html
Елена Шерман. СТАТЬЯ
"ЖЕНСКИЙ
ИНТЕРНЕТ"
ДАЛЕЕ
|
КОГДА
МУЖЧИНА ТЕРЯЕТ ГОЛОВУ
ИРИНА
ВОЛОВА (ГЕРМАНИЯ)
ДО
ЧЕГО ДОШЕЛ ПРОГРЕСС ИЛИ ЖЕНСКИЙ БОЙЦОВСКИЙ КЛУБ
АННА
ТКАЧУК (НОРВЕГИЯ)
Я
ВСЕ ЕЩЕ ЖИВА...
МЕЖДУНАРОДНЫЙ
ЖЕНСКИЙ
КЛУБ
ИРИНА
КЛАЧКОВА
ЗАПИСКИ
О КАНАДЕ.
ЧАСТЬ
ВОСЬМАЯ
ЕЛЕНА
ВАЙЕТ (США)
СТОИТ
ЛИ ИГРА СВЕЧ?
ИРИНА
КАРАСАВА (ЯПОНИЯ)
ЯПОНСКИЙ
БЫТ
ИРИНА
КРИВОШЕИНА
АЛЬТЕРНАТИВА
ЖЕНСКИЕ
ПРИЧЕСКИ
И
СТРИЖКИ
НАТАЛИЯ
БИРИЧЕВСКАЯ (НОРВЕГИЯ)
ИЛИ
ПЕСНЕЙ, СМОЛКШЕЙ
ЗА
РЕКОЙ?..
НАТАЛЬЯ
КОРОЛЕВА
КАНАДСКИЙ
СЕРИАЛ.
ЧАСТЬ
ТРЕТЬЯ
ПОСИДЕЛКИ
С АННОЙ ЛЕВИНОЙ (НЬЮ-ЙОРК)
МЕЖДУ
НАМИ, УЖЕ НЕ ДЕВОЧКАМИ. ПОСИДЕЛКА ШЕСТНАДЦАТАЯ
Оглавление
раздела "Современная проза"
НА
ГЛАВНУЮ
...................................
|