ГлавнаяМодаПрически и стрижкиПраздники |
Владимир Дембо (Vladimir), Греция А если, например, Зайка играл с Мишей в шахматы - точнее, Леночка играла, переставляя фигуры на доске Зайкиными лапками, а мы передвигали фигуры лапами Миши! - и Миша, в отличие от Зайки, делал совершенно неправильные, безграмотные ходы, то Зайка, бодро обыграв косолапого, мог начать радостно приплясывать на столе, в победном экстазе временами заскакивая и на доску (!), и распевать: Зайка правильно играл И Мишутку обыграл! Зайка правильно играл И Мишутку обыграл! Понятно, что поэтическая ценность этих «стихов» равна нулю (чтоб не сказать больше!), но в работе они очень помогали. Они ужасно смешили, они придавали новые силы, - то есть увеличивали работоспособность! - они поощряли что-то хорошее, правильное. А то, что эти весёлые, подбадривающие - и обучающие! - слова были ещё и зарифмованы, придавало им и какой-то шарм, и какую-то особую убедительность. Конечно, игрушки оказывали нам огромную, неоценимую помощь. Они были активными участниками любых занятий и сидели прямо на столе: порой – один зверь, а порой – и целая компания! И очень часто именно им (!) мы и задавали вопросы, а они, с нашей же помощью, нам отвечали. В основном - правильно, но иногда - и неправильно, и Леночка мгновенно их поправляла. А иногда плюшевый Миша «говорил» нам такое, что слушать это было просто невозможно, и все - кроме Миши! - только смеялись над этими «страшными» ответами. Но смех был - упаси Боже! – не насмешливым или злым! Этого вообще никогда не могло быть, и не только во время занятий! Наоборот, Леночка могла просто схватить Мишу и крепко обнять, а мы в это время ласково гладили его по головке и приговаривали: - Мишенька! Ну какой же ты ещё маленький! Опять ты всё перепутал! Вот послушай Леночку: она тебе сейчас всё-всё объяснит. И Леночка тут же «всё-всё» Мише объясняла. А если это было необходимо, то мы, продолжая играть свои роли в этом педагогическом спектакле, аккуратно ей помогали. И уже тогда Леночка сама всё полностью Мише рассказывала, повторяя, таким образом, услышанное, а попутно, в свои 4 года, – училась преподавать… И так проходило огромное количество уроков, независимо от того, были ли это шахматы, или был английский язык, или русский, или это была математика. В любом случае, в первые годы обучение зачастую - хотя, разумеется, и не всегда! - носило игровой характер. Но при этом мы всегда следили за КАЧЕСТВОМ ЗАНЯТИЙ. При всех игровых моментах получение настоящих, серьёзных знаний было главным. Не игра с «топтанием на месте», - как мы не раз видели это у иных педагогов! - а игра ради получения ясного, чёткого результата. С обязательными домашними заданиями, с обязательным их выполнением, с обязательным, максимально высоким - по возможности, конечно! - качеством в этой работе. При воспоминании о Мише - спасибо ему за его многолетнюю помощь! - я бы хотел процитировать (прошу прощения!) самого себя. Письмо, которое было опубликовано в газете, даёт, как мне кажется, ясное представление о методах нашей воспитательной и педагогической работы с Леночкой. Кстати, об этом письме: могу подивиться, что на него не было НИ ОДНОГО ОТВЕТА - ни от одной мамы, ни от одного папы, ни от бабушек, ни от дедушек… Ни от одного педагога или воспитателя… К сожалению, эта тема – воспитание детей – оказалась людям совершенно неинтересной…
«БЕЗ ИГРЫ НЕТ ПОБЕДЫ Владимир Дембо Дорогая редакция! В №47 «АК» 2006-го года было опубликовано письмо одной из читательниц газеты, Гликерии Галину, и я хотел бы ответить на него. Сразу хочу сказать, что письмо – очень хорошее! Более того: тема, которая волнует Гликерию («Сохраним традиции по воспитанию наших детей»), - более чем актуальна! Наша семья прошла несколько эмиграций (а побывали мы в десятках стран мира), и мы знаем, что эта проблема – сохранение традиций – волнует тысячи людей. Ведь, действительно, СССР, кроме страшных, ужасных, негативных явлений, имел и совершенно замечательную культуру, во многих областях – прекрасное образование. И, конечно, лучшее из того, что мы все вынесли из далёкой уже советской жизни, мы обязаны сохранить в наших детях! Сам я, как и Гликерия, педагог, но специальность моя иная: я пианист, окончил Ленинградскую консерваторию. Кроме этого, шахматный тренер и журналист. Также педагог (русский и английский языки) и моя жена, окончившая Ростовский-на-Дону университет. Она тоже шахматный тренер и журналист. Мы занимаемся обучением и воспитанием детей с 1970-го года. Но особенно остро этот вопрос встал перед нами в связи с рождением дочери, в 1983-ем году. Наступил новый период в обучении и воспитании – уже в нашем собственном. При этом огромную работу – теоретическую - мы проделали ещё до родов моей супруги. Мы читали специальную литературу о воспитании маленьких детей, часами делились друг с другом мнениями: что-то критиковали, а что-то хорошее, новое – с радостью запоминали… Но главное, вырабатывали свою собственную систему воспитания, которую претворили в жизнь с собственной дочерью. А теперь, через годы, стараемся передать принципы этой системы нашим ученикам, причём младшему из них ещё только 3,5 годика, но он уже хорошо учится! Конечно, в письме в газету невозможно рассказать даже о малой части того, что именно мы делали и как! Об этом я читал специальные многочасовые лекции для психологов на курсах повышения квалификации, для врачей, для преподавателей, родителей в школах и садах, в ВУЗах, ПТУ… Естественно, рассказывал не только о нашей работе с дочерью, но и о том, каким вообще мне видится процесс воспитания и обучения детей, отвечал на множество вопросов, часто очень интересных и глубоких! Самовоспитание и самообучение продолжалось! И результаты нашей работы с ребёнком радовали: в 2,5 года она уже медленно, но целыми словами (!) читала детские книжки на русском языке, в 3,5 умела складывать и вычитать простые двузначные числа, а в 3 года и 11 месяцев стала победительницей шахматного турнира, играя против мальчиков 8-12 лет. В общем, с ребёнком велась огромная работа по четырём направлениям, намеченным родителями. При этом - специально подчёркиваю! - особой заботой было сохранение всех детских радостей, создание светлого, доброго мироощущения. Добавлю, - и это очень важный и неоднозначный момент! - что воспитывали мы нашу дочь только сами, без бабушек и дедушек: они жили в других концах страны. И мы сами все годы много и серьёзно работали. Теперь – о примерах, которыми предлагает поделиться Гликерия (прекрасная идея!). Все мы знаем, как трудно увести ребёнка домой из песочницы, когда вокруг дети, а рядом - качели и карусели! Объяснять, что надо идти обедать или ужинать и спать, – бесполезно. К тому же надо учесть, что ребёнок уже однозначно - по времени! - голодный и сонный. Он этого не понимает, но именно из-за этого может быть и медлительным, и капризным - сколько криков и слёз бывает именно в эти моменты! Что делали мы? Когда я уводил дочь на прогулку, мама срочно усаживала в прихожей большого мохнатого Мишу (вполне годились и Зайка, и Ёжик…). На голову Миши водружалась панамка, на морду – итальянские тёмные очки, на толстый живот натягивалось какое-нибудь старое детское бельишко. А перед Мишей раскрывали книжку или ставили шахматную доску с какой-то красивой и несложной позицией. Причём Мишу немного наклоняли вперёд, и сразу было видно, что он пытается что-то прочитать или решить. Хотя вид его – умилительно-смешной - явно говорил о том, что это «что-то» ему, мягко говоря, не даётся… А я до прогулки, ещё дома, заготавливал записочку и терпеливо ждал своего часа… И вот, когда нам надо было возвращаться с прогулки домой, разыгрывалась примерно такая сценка: - Ой, Леночка, вот эта птичка, видишь, пролетела и что-то беленькое кинула! Давай поищем! Владимир Дембо (Vladimir), Греция Предыдущая публикация этого автора:
|
|