ГлавнаяМодаПрически и стрижкиПраздники |
Владимир Дембо (Греция): Как поддержать интерес ребенка во время занятий
- Когда Леночка была ещё маленькой – 3-4 года, – как вам с женой удавалось проводить с ней настоящие занятия и давать ей серьёзные знания? Ведь она должна была быстро уставать, что-то должно было надоедать? Ведь ребёнок… - Да, это вопрос исключительно важный, и именно эта проблема зачастую является невыполнимой для многих родителей, поскольку этому же никто не учит! Мы также всё постигали сами – анализируя, наблюдая, сравнивая. И очень быстро поняли, что для успешной работы с маленьким ребёнком абсолютно необходимо регулярное выполнение ряда условий, а невыполнение их практически гарантирует неуспех. Итак, вот эти условия - основные, конечно; второстепенных может быть миллион! 1) Максимум времени, особенно в первые год-два, занятия должны проходить в игровой форме. 2) Всегда привлекать к процессу обучения любимые игрушки – Зайку и Мишу, Ёжика и Слонёнка. Причём одного из них делать на уроке умненьким «Учителем», а другого – маленьким «Учеником». Но роли их частенько взаимозаменять! Для поддержания интереса образы не должны «застаиваться»! 3) Постоянно чередовать изучаемые предметы. Например, 3-5 минут – шахматы, 3-5 минут – чтение на русском языке, 3-5 минут – английский язык, 2-3 минуты – математика. Конечно, если у ребёнка уже выработалась выносливость, и он способен позаниматься одним предметом 15-20 минут, то это замечательно! Такую возможность обязательно нужно использовать! Но при этом необходимо внимательно следить за состоянием и настроением ребёнка. Уметь вовремя остановиться – это большое искусство! 4) Время от времени менять очерёдность предметов. В раз и навсегда заведённом расписании нет особой надобности, а вот впечатление импровизации всегда импонирует любому ребёнку: дети же и живут обычно в мире импровизаций (и нам, взрослым, а тем более, родителям или педагогам, этому бы учиться и учиться…). 5) Обязательно реагировать на просьбу ребёнка что-то «поучить в этот раз» побольше или поменьше, а что-то - вообще пропустить. Но не позволять делать из подобных отклонений систему! Надо мягко, но безоговорочно настоять на разумном порядке: ребёнок должен понимать и чувствовать, что это всё-таки урок. И папа или мама в данном случае – это всё-таки учитель, которого надо слушаться. 6) При изучении каждого предмета следить за чередованием более сложного материала с более лёгким и даже очень лёгким. Минуты, потраченные на что-то объективно лёгкое, - это, обычно, не потеря времени. Это – отдых перед более трудным материалом, это – самоутверждение для ребёнка. (Он всё может сделать! Он - молодец!) А если ещё лёгкие вопросы обставить с юмором! Например, после нескольких непростых упражнений типа 15+14 или 28–13 сделать шутливо-испуганное лицо и медленно заговорить: - А сейчас будет ещё труднее! Трудное-трудное… Леночка немного пугается и настораживается. Что будет?? - Слушай внимательно и запоминай! Но, наверное, и запомнить-то не сможешь! Мишутка, помогай Леночке! Итак (замолкаю): 3+3!! Она чуть испуганно и недоверчиво (и это всё??) смотрит на меня и видит, что я начинаю улыбаться, и уже сама заливается смехом. Вот это задание! Она такие делала, «ещё когда была маленькая!» - Ну что, Леночка, решила? Не очень трудно было? А теперь на самом деле чуть сложнее: 16+14=? Такая разрядка – очень полезна. И, между прочим, в своей полувековой педагогической практике я нередко видел, что наиболее силён не тот ученик, который иногда может сделать что-то очень трудное, а тот, кто шутя может сделать что-то не очень сложное. Именно это часто - показатель высокого класса.
Аналогично – в шахматах. Леночке и самой иногда хотелось - она просила об этом! - поиграть позиции с огромным материальным перевесом, типа «ладья против одной-двух пешек» или «три пешки против одной». Мы шутили, что она «уже впадает в детство», но, конечно, шли ей навстречу. И повторяю, обычно это имеет смысл. В тех же шахматах, например, это способствует развитию техники ребёнка. При условии, естественно, что в этих лёгких позициях будут делаться хорошие, правильные ходы. Хотя, если честно, и это не всегда обязательно! Иногда можно позволить ребёнку немного подурачиться. И если, таким образом, он просто получит от изучаемого предмета удовольствие, то это уже будет шагом вперёд! 7) Вести уроки очень эмоционально. Всё должно говориться обоими – от души: довольно громко и ярко. Это очень важно для общего настроя на уроке. 8) Завести дневник, в котором будут ставиться отметки за шахматные уроки - шахматы почти сразу после начала занятий ими стали выглядеть как явно профилирующие. А вечером в этом дневнике обязательно должна была расписываться мама: для неё-то «мы» и старались! И надо было видеть, как, услышав мамин звонок в дверь, Леночка мчалась ей навстречу с дневником в руках и, не давая снять хотя бы пальто, просила расписаться под очередной пятёркой. Кстати, пятёрки порой бывали и с минусами. И я уверен, что Леночка очень удивилась бы, увидев высшую оценку за не самые лучшие ответы. Здесь необходимо сделать очень важное добавление: этот дневник был не единственным. Он был – для ребёнка. Для воспитания чувства ответственности (3 года – это давно уже личность!), для регулярного чувства радости от отлично, а главное - добросовестно (!) сделанной работы, для испытания чувства гордости перед мамой и нашими друзьями, которым мы иногда этот дневник показывали. А второй дневник был – для нас, родителей, и этот дневник был тоже шахматный. Дело в том, что мы уже тогда повели Леночку по своей собственной программе (а кто и когда делал шахматную программу для 3-4-летних детей??). Эту программу, на день вперёд, мы создавали каждый вечер, когда Леночка уже засыпала, а на следующий вечер скрупулёзно фиксировали всё, что удавалось сделать за день, - как обычно, в несколько приёмов. Этот, родительский, дневник и очень ясно показывал нам Леночкин рост, - все задания действительно были сделаны на «5» - и отлично дисциплинировал всю нашу педагогическую работу. С радостью могу добавить, что и этот, бесценный для нас, дневник, и один из Леночкиных «личных» дневников уцелели после всех наших эмиграций (в отличие от сотен пропавших книг и нот…). 9) Всегда искать - за что можно похвалить, но похвала обязательно должна быть справедливо заслуженной! Не дай Бог не приучать ребёнка к незаслуженной похвале! Этого не было - я гарантирую! - ни разу в нашей жизни. 10) Во время шахматных занятий, учитывая маленький возраст, надо постоянно что-то менять в названиях, придумывать новые - а, главное, смешные! - названия фигур. Примеры: конь – коняшка, конский, копытный, копытяшкин, козлик, козлище, козёльский, конягин, хвостиков, копытулин, копытин, коняшкин, длиннохвостов, копытончик, копытунчиков, четырёхкопытин; слон – слоник, слонявчиков, слонишка, слонятинка, слонский, хобот, хоботный, хоботоносный, ушастый, слоноподобный и т.д. Новые названия часто применялись в процессе занятий с 3-5-летним ребёнком для поддержания интереса, настроения и работоспособности. Порой уставший ребёнок был склонен кончить занятия, но, услышав новые забавные названия, готов был продолжить работу. Хотя бы для того, чтобы от души посмеяться над чем-то новым и смешным! 11) Постоянно придумывать какие-то тематические двустишия. Причём порой мы их придумывали заранее, а в нужный момент - применяли. Например, Миша (плюшевый) что-то очень хорошо прочитал (нашими, естественно, голосами!), и Леночка смотрит на него с восхищением, хотя и с некоторым оттенком недоверия – знает она Мишу! А Михаил, раскачиваясь на своих толстеньких и мохнатых лапках, гордо и, я бы даже сказал, победоносно декламирует: Это, братцы, вам не шутка! Ваш помощник – сам Мишутка!! Владимир Дембо (Vladimir), Греция Предыдущая публикация этого автора:
|
|