Об инвестициях в ребенка - родительский опыт
Владимир Дембо (Греция): Уважаемые дамы! Я папа той самой шахматистки, о которой написала Икария - "Век живи - век учись". Икария (она, кстати, очень добрый человек с очень нелёгкой судьбой) сообщила мне, что написала у вас в клубе о нашей семье и поступает много откликов. Предложила мне, если я хочу, принять в этом участие. Я заглянул к вам (честно скажу, без особого энтузиазма), прочитал то, что там написано. Прежде всего, хочу поблагодарить всех тех, кто написал о нас добрые слова. Большое спасибо!
Теперь хочу кое-что уточнить. Конечно, под словом инвестиции имелось в виду только огромное желание дать ребёнку максимум любви, сделать его исключительно здоровым, жизнерадостным, очень добрым (в принципе, ко всем!), очень умным и даже талантливым. Разумеется, и очень многое другое. Вот смысл слова инвестиции. Добавлю, что ни о какой обязательной отдаче через годы (я имею в виду для нас, родителей) мы, конечно, не думали. Не такие мы плохие! И сразу, поскольку я пишу "мы", хочу сказать, что Леночкина мама, моя супруга, сделала для нашего ребёнка не меньше, чем я. Просто мы делали, в основном, разные вещи. Но цель у нас была одна.
О математическом расчёте. Дорогие мои, надо ли объяснять, что "человек предполагает, а Бог располагает"? Другое дело, конечно, что мы, со всеми нашими педагогическими, психологическими, шахматными и жизненными познаниями, старались просчитать всё, что мы намечали на годы вперёд, максимально чётко стараясь просчитать и все многочисленные этапы этого пути. И не только просчитывая, но и очень многое делая... Так что расчёт, безусловно, был: и очень далёкий, и всеобъемлющий. И риск тоже был, и нередко... Но риск - в нашей работе, а не по отношению к ребёнку!! Это было исключено!
Хочу предложить вам первую статью о Леночке, написанную когда-то в Куйбышевской областной газете. Думаю, это будет вам и интересно, и полезно. По крайней мере, я, уже полвека находящийся в педагогике, аналогов написанному не встречал и не слышал. До сих пор удивляюсь и радуюсь написанному, хотя после этого были написаны десятки статей в разных странах, снимались фильмы, делались интервью по радио и ТВ и т.д. Эта статья - самая добрая! Владимир
Елена Дембо (фото 2007 года)
«ВУНДЕРКИНДЫ
ЧЕТЫРЁХЛЕТНЯЯ ЧЕМПИОНКА
Наша первая встреча произошла полгода назад. Девочке, сидевшей передо мной, на днях исполнилось четыре года. Она свободно читала, и это было хорошо. Она неплохо говорила по-английски, и это тоже было хорошо. Но когда я увидела её за шахматной доской… У Лены Дембо четвёртый разряд по шахматам, и это говорит об уровне игры девочки. За плечами её - несколько успешно проведённых шахматных турниров, где её соперниками были… мальчики 2-5-х классов. И в каждом соревновании она занимала или делила призовое место и перевыполняла норму четвёртого разряда. Это при том, что в шахматах нет юношеских разрядов, самый «младший» - четвёртый – уже является спортивным. Лена убедительно это подтверждает: на её счету есть победы над взрослыми. А недавно ей вручили грамоту пионерского лагеря «Искорка» при средней школе №72. Лена стала чемпионкой лагеря среди мальчиков. Согласитесь, случай редкий.
Кто же она, эта юная шахматистка? Обычная, весёлая девочка, очень общительная, большая шалунья. Зачитывается сказками Шарля Перро, рассказами Аркадия Гайдара, увлекательными повестями о Малыше и Карлсоне. Очень любит танцевать, лепить, рисовать, фантазировать.
Мы с Леной много играли в разные психологические игры. Удивительно! Девочка обладает большим не по возрасту объёмом памяти. Она хорошо помнит партии, сыгранные ею накануне, два дня назад, запоминает большое количество слов, предметов, ситуаций. Она умеет отлично распределять внимание (это в четыре-то с половиной!); сосредоточенность её, устойчивость внимания поражают.
Надо видеть, как этот ребёнок сравнивает, как анализирует. Шахматы для Лены – огромный, увлекательный мир, в который она зовёт и других. Когда я пришла к ней в гости, она сразу же предложила: «Давайте со мной играть!» И накинув себе на плечи какой-то платок, сказала: «Я буду ферзём!» А в другой раз я её спросила, каким видом спорта она посоветовала бы заниматься мальчику. Она очень серьёзно и убеждённо ответила: «Шахматами». Проснувшись и увидев шахматы, она с радостью тянется к ним: «Давай поиграем! Вот этими, красивыми!» И тащит мамин приз из Венгрии – за победу над читателями областной газеты.
Лена занимается шахматами с мамой и папой до полутора часов в день. Индивидуальный план её занятий включает не только турниры и любительские партии, но и целые шахматные уроки. Да-да, уроки! С ответами, доказательствами, но только без отметок. Иногда, правда, папа - строгий учитель - бывает недоволен каким-то ходом Лены. Но к концу занятия, когда все препятствия преодолены и Лена торжествует радость победы, её восторженный возглас собирает всех вокруг шахматной доски: «Смотрите, какой красивый выигрыш!»
Родители Лены – педагоги. Мама – Надежда Ивановна Фокина, окончив с золотой медалью школу и с отличием университет, получила диплом филолога. Но любовь к древней игре пересилила, и она уже много лет является преподавателем шахмат. Стала мастером спорта СССР, чемпионкой СССР в командном зачёте (играла за сборную Вооружённых Сил), серебряным призёром Спартакиады народов СССР. Папа, Владимир Борисович Дембо – пианист, окончил Ленинградскую консерваторию. В прессе неоднократно отмечались его концертные выступления, дома бережно хранятся дипломы, полученные им в областном и зональном конкурсах. За полтора десятилетия своей педагогической деятельности он подготовил немало пианистов, лучшие из которых продолжили обучение в музыкальных вузах Москвы, Ленинграда и других городов. Шахматы любит и занимается ими с юношеских лет. В спортивных успехах мамы немало и его труда: с 1970 года он официально является её тренером.
Взгляды на воспитание ребёнка в семье у родителей Лены выстроились в целостную систему, суть которой можно было бы изложить так: развитие ребёнка должно идти гармонично в нескольких сферах – физической, интеллектуальной, эмоциональной, эстетической. Нагрузки и ведущая направленность обучения должны обязательно соответствовать индивидуальным возможностям ребёнка. Но прежде надо предельно точно выявить эти возможности – вот залог будущих успехов. И развивая сильные стороны дарования, подтягивать слабые. Элементарно, но всегда ли это делается?
Надо отдать должное родителям Лены. Они, чётко видя цель воспитания, оказались в состоянии идти к этой цели. Они учат и воспитывают дочь не принуждая, а радуясь вместе с ней. Они интересно, весело, насыщенно живут. Понимая, что фундаментом воспитания является физическое развитие ребёнка, они с рождения Лены закаляли её, а позже давали хорошие, с учётом её возможностей, нагрузки.
Врачи с самого раннего возраста отмечали у Лены большую активность. Она самостоятельно пошла в девять месяцев, в полтора года могла пройти за прогулку более двух километров. Сейчас она в хорошем темпе пробегает более семисот метров. Обливается холодной водой. Очень любит ходить босиком дома и на улице. Ежедневно гуляет не менее 2-3 часов зимой и 4-6 часов летом. Нередко в прогулку включается трёхкилометровый поход: ходьба, чередующаяся с бегом.
Путь в шахматный мир у Лены начался рано, очень рано. С того самого момента, когда годовалая малышка знала названия всех шахматных фигур и приносила любую из них по просьбе взрослых. В два с небольшим года Лена познакомилась с простейшими ходами. С трёх лет с ней начали регулярно заниматься шахматами. От лёгких задачек на мат в один-два хода родители постепенно переходили к игровым позициям. В три с половиной года девочка уже играла небольшие партии в 15-20 ходов. Родители приучали её думать не только за себя, но и за соперника. С этого периода шахматы стали для Лены особой радостью в жизни.
Шахматные уроки сначала длились 2-5 минут. Когда они стали потребностью, время занятий удлинилось до одного-полутора часов в день. С этого времени Лена участвует в шахматных турнирах.
Известен ли опыт раннего становления шахматного мастерства? Да. Болгарская девочка Антуанетта Стефанова стала кандидатом в мастера в шесть лет. Жужа Полгар из Венгрии свою первую победу в «Пионерской олимпиаде» одержала в четыре года. Булат Шарафутдинов из Набережных Челнов имел второй разряд в 6 лет.
Но только ли в рекордах дело? Родители Лены считают, что шахматы в семье при всей их сложности и глобальности являются лишь частью системы воспитания. Не только спорт! И не столько спорт, сколько формирование личности через шахматы, с помощью шахмат. Они – прекрасное воспитательное средство. Шахматы дисциплинируют психическую деятельность, развивают волю; они учат решать многоплановые, многовариантные задачи; тренируют логическое мышление; развивают внимание, память, воображение, многие ценные черты характера: настойчивость, инициативность, выдержку, усидчивость, терпеливость. Многолетние исследования в школах ГДР показали, что там, где культивируются шахматы, дети добиваются больших успехов во всех без исключения школьных предметах. К таким же выводам пришли и советские педагоги.
Вспомним учителя начальной школы, доктора психологических наук Ш. А. Амонашвили, который учит играть в шахматы всех своих шестилеток. - Кого любят шахматы, дети? - этот вопрос он задаёт перед началом занятий. И те отвечают: - Упорных, терпеливых! - Мужественных! Смелых! - Умеющих предвидеть и фантазировать! - Честных и вежливых! - Умеющих чувствовать красоту! - А вы хотите, чтобы шахматы полюбили вас? Конечно, хотят, все хотят. Так, может быть, и мы займёмся шахматами?»
Автор статьи: Кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Куйбышевского университета В.Кадочкина.
Газета «Волжская заря» №191 от 20 августа 1988 года.
Vladimir (Греция)
2010-09-29 00:00
Об Елене Дембо в Википедии
Продолжить:
Владимир Дембо (Греция): Как поддержать интерес ребенка во время занятий
Рубрика: "Статьи по психологии"