2015-05-09
В.М.Таевский

В.М.Таевский
гвардии капитан в отставке

СКВОЗЬ ШКВАЛ БОЕВ
(записки фронтовика)


Глава 2. Бои в Карпатах (продолжение)

Предыдущая

ОБОРОНА ДУКЛИНСКОГО ПЕРЕВАЛА

Кончались боевые операции, задуманные для нашей армии командованием фронта на 1944 год, год нанесения удара за ударом на всем протяжении Советско-Германского фронта.

Несмотря на все ухищрения врага, Лупкинский и Дуклинский перевалы оказались в наших руках. Однако вражеские войска, подкрепляемые резервными частями, переходили в непрерывные контратаки с тем, чтобы вернуть потерянные позиции, особенно в районе Дуклинского перевала. Эти контратаки успешно отбивались, но продвижение наших войск в сильно пересеченной местности Карпат чрезвычайно замедлилось.

«Попытки наступать далее натолкнулись на резко усиливающееся сопротивление противника, использовавшего заранее подготовленный рубеж» (К.С.Москаленко, 1973, стр. 485). Поэтому не случайно в конце октября 1944 года наша 38 армия перешла к обороне, готовясь к новому броску вглубь Карпат.

В боях за овладение подступами к перевалам и самим перевалам погибло немало воинов Советской Армии и Чехословацкого корпуса, воевавшего рука об руку с частями 38 армии. На это указывает наш командарм К.С.Москаленко в своей книге «Воспоминания командарма». Он пишет: «Победа, достигнутая в боях на карпатских перевалах, досталась нам дорогой ценой. В горах, лесах и ущельях пали смертью храбрых и пролили свою кровь десятки тысяч советских воинов». И далее: «…Да, Карпатско-Дуклинская операция была тяжелой и кровопролитной. Но не напрасно сложили свои головы те, кому не довелось дожить до Победы. В этих боях немецко-фашистским войскам было нанесено тяжелое поражение. Только с 8 сентября по 30 октября враг потерял убитыми и ранеными 70 тысяч солдат и офицеров, 185 танков и самоходных артиллерийских орудий, 73 бронетранспортера, а также сотни орудий, минометов, пулеметов, винтовок» (К.С.Москленко, 1973, стр. 484).

Другими словами, здесь в Карпатах на нашем направлении враг потерял больше половины своего личного состава и техники, а против нас действовало со стороны гитлеровцев до 15 дивизий, до 5 пехотных полков и 9 отдельных батальонов.

Для подготовки наших наступательных операций вглубь Карпат в ноябре 1944 года почти все дивизии нашей 38 армии, дислоцирующиеся на переднем крае в районе Дуклинского перевала, были сняты с передовой и отведены во второй эшелон для отдыха, пополнения, переформирования и организации обучения. Для заполнения образовавшейся бреши на место расположения каждой отведенной в тыл дивизии оборону принимала соответствующая штурмовая рота, оснащенная дополнительно крупнокалиберными пулеметами (ДШК), артиллерией и минометами.

Наша 316 штурмовая рота в составе усиленных трех стрелковых взводов, пулеметного взвода и взвода противотанковых ружей, также заняла свое место в обороне близ села Дукля, взамен ушедшей на переформирование 81-й Калинковичской дивизии, которой командовал полковник И.И.Матусевич.

Перед нашей ротой, также как и перед другими подразделениями, занявшими оборону на Дуклинском перевале, стояла нелегкая задача – выстоять и ни одного метра завоеванного перевала не отдать обратно врагу. И эту задачу мы с честью выполнили.

Несмотря на то, что фронт расположения личного состава роты был максимально растянут (боец от бойца находился на расстоянии 20-30 метров) и враг непрерывно атаковал крупными, в несколько раз превосходящими силами, ни одного метра перевала не было отдано врагу, хотя оборона его длилась более месяца, а рота никаких дополнительных подкреплений не получала. Естественно возникает вопрос – как же все-таки удалось столь малой живой силой с нашей стороны обеспечить оборону перевала и дать возможность подготовиться нашим дивизиям к большому зимнему наступлению в Карпатах?

Успешную, активную оборону удалось осуществить благодаря исключительной бдительности всех офицеров и бойцов переднего края, четким взаимодействием обороняющихся с приданными артиллерийскими и минометными частями. С первых же часов занятия обороны на перевале, совместно с артиллеристами и минометчиками, все предполье было разбито на квадраты и каждый квадрат пристреляли.

Как только враг начинал очередную контратаку, наблюдатели, находящиеся на НП командования ротой, немедленно по каналам связи или ракетами давали сигнал своим подразделениям, и те обрабатывали артиллерийским огнем нужный квадрат, уничтожая контратакующих. Но все же нередко часть контратакующих преодолевала заградительный огонь нашей артиллерии и минометов, и эти просочившиеся группы врага продолжали атаковать наши позиции. Тогда в действие вступали крупнокалиберные пулеметы (ДШК), которые плотным и весьма устрашающим огнем в большинстве случаев или полностью уничтожали атакующих или заставляли их повернуть обратно.

Иногда и при введении в действие ДШК небольшим группам противника удавалось достичь наших траншей, и тогда они в ближнем, а порой и в рукопашном бою, терпели поражение.

За время пребывания роты в обороне редко выпадали часы или дни хотя бы для относительно спокойного отдыха, без боев и напряжения моральных и физических сил. Все мы очень и очень устали и ждали с нетерпением момента, когда ушедшие на переформирование дивизии начнут действовать.

Продолжение

 

 

авторизация
Регистрация временно отключена
напомнить пароль
Регистрация временно отключена
Copyright (c) 1998-2024 Женский журнал NewWoman.ru Ольги Таевской (Иркутск)
Rating@Mail.ru