2014-10-13
Llena

Соловки. Часть 6. Анзер

Предыдущая часть

Анзер – второй по размеру (после Большого Соловецкого) остров Соловецкого архипелага (47 кв.км.). Экскурсия туда – самая долгая и трудная, с ее условиями туристы заранее соглашаются подписью и пройдя инструкцию (отправление в 9, возвращение – как получится (в 9-10-11), плыть на Анзер 2 часа, высадка не сразу на берег, а сначала в моторную лодку, потом на берег, обратно так же; нужно идти около 12 километров; еду брать с собой (там купить ничего нельзя); быть одетой как положено в церкви). Посещение Анзера возможно только в составе организованных групп с одобрения наместника монастыря и дважды в неделю – по вторникам и пятницам (мы записывались из Москвы). Учитывая короткий навигационный период (июнь-сентябрь), вероятность штормов и пр., попасть на Анзер – везение еще большее, чем попасть на Соловки вообще. Мы высаживаемся на Анзере (лодка несколько раз перевозит всех с корабля на берег) и начинаем путь по лесной дороге вглубь острова. Встречаем грузовик, на номере которого написано: АНЗЕР и регион – 29 (Архангельская область). Находим белые грибы-переростки. По ходу собираем чернику.

Особую известность остров приобрел в начале XVII века, когда на нем, стремясь к аскетическим подвигам, поселился пустынник Елеазар (умер в 1656) (правильно, Елеазарова пустынь там тоже есть). Постепенно вокруг него формируется монашеская община, образуется Анзерский Свято-Троицкий скит. В нем прожил три года и был пострижен Елеазаром будущий патриарх Никон. Согласно житию, Елеазару было видение, в котором Никон предстал с омофором (епископская накидка в крестах), чем он предсказал Никону патриаршество (в раскольнической традиции – на шее Никона был змей). Еще позже Елеазар был вызван в Москву к Михаилу Федоровичу: нужен был наследник, а у царя родилось уже семеро дочерей. После рождения наследника (Алексея Михайловича) царь, считая это результатом молитв преподобного, установил скиту особое содержание и даже сделал его независимым от Соловецкого монастыря. Милость к скиту проявляли и Алексей Михайлович, и Никон, на их щедрые пожертвования скит богател и становился каменным. В настоящее время скит в плачевном состоянии, одна стена келейной подпирается упорами, в храме еще многое предстоит восстановить, хотя службы время от времени ведутся, а единственное благоустроенное помещение – домик строителей.

Самое популярное место на Анзере – гора Голгофа. Такое вторящее иерусалимскому название она получила в 1702 году, когда было предсказано, что там будут массово умирать русские люди. Тогда никто не мог понять, как и почему в таком благостном месте должны умирать люди, но в ХХ веке все сбылось. В 1712 бывший духовник Петра I Иов Анзерский основывает на горе Голгофе Голгофо-Распятский скит (название крайне редкое, т.к. таким трагическим событиям названия обычно не посвящаются). В 1828-1830 на вершине горы воздвигли каменную церковь, на склонах расположилось монастырское кладбище. Вот описание Голгофы игумена Досифея: "Среди почти самого Анзерского острова, от Троицкого скита на восток, находится круглая гора отменной высоты, вулканического вида и чрезвычайно круглая, так что взойти на оную прямо весьма трудно... С вершины ее при ясной погоде представляются взорам прекрасные виды: неотъемлемое для глаза пространство морских вод, на коих часто при благоприятном ветре носятся с распущенными парусами суда, и на самом острове возвышенные холмы, покрытые зеленеющим лесом, многие озера, различные по величине с разных мест и даже при подошве самой горы находящиеся, представляют величественную картину".

В годы Соловецкого ГУЛАГа Голгофо-Распятский скит постигла та же участь – там было особое отделение лагеря. Здесь сотнями (тысячами?) гибли люди, старые монашеские могилы сравняли, а трупы заключенных сбрасывали в приготовленные осенью на склонах горы канавы. Там тяжело находиться в церкви, потому что знаешь – несколько десятков лет назад в ней стояли нары, люди спали вповалку, не раздеваясь, мерзли и голодали.

То же ощущение на Секирной горе – холме центрального Большого Соловецкого острова. В располагавшейся на ее вершине церкви с маяком в 1920-30-ые годы был штрафной изолятор (карцер). Попасть туда означало скорее всего – умереть. Кто попадал туда на 3 месяца (а на больший срок не посылали) – не доживал до конца, а вот деду сегодняшнего патриарха Кирилла повезло – он вернулся живым, пробыв там месяц. Там, в этой каменной церкви на вершине горы, продуваемой ветрами со всех сторон, я испытала самое сильное и страшное ощущение ужаса от места, в котором я находилась. Стены там как будто хранят стоны страдающих. Уже нет нар, буржуйки, но есть глазок в двери, через который надзиратели следили за заключенными, есть спиленные прутья в окнах (следы незавершенного побега), есть могилы массовых захоронений. Есть рассказы экскурсовода, фотографии и книги.

(Опубликовано без корректуры)

Продолжение

авторизация
Регистрация временно отключена
напомнить пароль
Регистрация временно отключена
Copyright (c) 1998-2024 Женский журнал NewWoman.ru Ольги Таевской (Иркутск)
Rating@Mail.ru