Соловки. Часть 5. Скиты Соловков
Предыдущая часть
В 5 км от Большого Соловецкого находится Большой Заяцкий остров. Свое название по одной из версий он получил из-за большого количества зайцев, обитающих на нем. Находившийся по пути следования кораблей, он был прибежищем во время шторма. Для этого еще в XVI веке здесь сооружена валунная гавань, уникальная для тех времен: она позволяла укрыться как крупным грузовым судам, так и мелким промысловым. В нескольких метрах от гавани – поварня, гостевой дом, церковь, баня – все, что надо путешествующему.
На остров дважды приплывал Петр I, собственноручно поставил крест между Большим и Малым Заяцкими островами, распорядился поставить церковь в честь ап. Андрея Первозванного (так основался там Андреевский скит). Быстрота, с какой церковь была поставлена (несколько дней), указывает, что она была перевезена матросами Петра I и сложена на месте (обычная практика тех лет). Освященная 1 сентября 1702, хранит тепло рук и самого царя, по свидетельству очевидцев, участвовавшего в сборке. По преданию, в ней был освящен Андреевский флаг.
На этом же острове – следы древних людей – каменные лабиринты (сейды). Выложенные камнем в форме круга по спирали дорожки с входом и особо выделенной серединой. Ученые датируют их IV-VI тыс. до н.э., подобные есть в Ирландии, во Франции, в Скандинавии, что позволяет предположить, что построены они одной цивилизацией (протосаамская культура?). Древние тут не жили, но, очевидно, приплывали для совершения языческих ритуалов. Тут находится курган-«кладбище» (под кучками камней обнаружены сожженные остатки косточек), а лабиринты служили непроходимым лабиринтом для душ, которые пожелали бы вернуться из мира мертвых. Их сохранность и значительное количество свидетельствует о терпимости монахов к непонятным для них сооружениям.
Остров Большая Муксалма был соединен с Большим Соловецким островом построенной на море из камней дамбой длиной около 1 км. (до нее можно доехать на велосипеде через лес). В этой дамбе проделаны 3 арки (проплывает лодка), по которым вода перетекает туда-сюда, в зависимости от прилива-отлива. Изначально на Муксалму намеревались переправить скот: там мелколесье и достаточно лугов для сенокоса (раньше скот перевозили туда по морю, и это было крайне неудобно); кроме того, делалось это с целью, чтобы животные не смущали монахов. Там основывается Сегиев скит – с церковью, большим келейным домом, а двухэтажный скотный двор (со второго этажа через люки подавалось вниз сено) вмещал свыше 200 голов крупного скота и кормил весь монастырь (молоком, мясо монахам нельзя).
В. Немирович-Данченко писал о Муксалме в 1872: «Мы посетили птичий двор, ферму, где осмотрели великолепно содержащиеся конюшни, которые чистят и моют ежедневно. Теплая комната для сквашивания молока – опрятна до педантства. В кладовой медные, хорошо вылуженные посудины для молока сияют, как зеркало. Здесь доят коров не в деревянные ведра, а в металлические. Прохладная горница для хранения молочных продуктов и рядом ледник – верх хозяйственного удобства и чистоты».
Во всех скитах во время СЛОНа находились подразделения лагеря. В скиту на Б.Заяцком - штрафной женский изолятор.
(Опубликовано без корректуры)
Продолжение