Соловки. Часть 4. Большой Соловецкий остров
Предыдущая часть
Соловецкий Кремль (территория монастыря) представляет собой выстроенный из огромных камней-валунов (иногда по несколько метров и по несколько тонн) замкнутый прямоугольник, с одной стороны заостренный, в форме носа корабля. Нужно понимать, что он строился не только как монастырь, но как крепость, и имел оборонительные функции, которые потом пригождались. Когда стоишь под стенами монастыря, обязательно приходит в голову вопрос – «как все это строили?». А строили, используя систему наката: после первого ряда камней делали накат изо льда или из песка, по нему затаскивали второй слой камней, и так дальше ввысь. Пространство между большими валунами заделывали камнями поменьше, кирпичами, крепили цементным раствором. Во время Крымской войны к Соловкам подошла эскадра англичан: они хотели пополнить запасы продовольствия. Монастырь отказал, те стали палить по нему из пушек, но ядра отлетали от стен, аки резиновые мячики. Не солоно хлебавши, недруги уплыли на соседний Большой Заяцкий остров, где находился монастырский скит, порезали там стадо баранов, разграбили склады и уплыли. Это к вопросу о прочности стен кремля.
Монастырь стоит на берегу Белого моря возле бухты Благополучия, а за ним, с обратной стороны (с моря не видно) – пресное Святое озеро. Уже давным-давно монахи соединили озеро и море так, что вода из озера протекала по подземному каналу через всю территорию кремля и впадала в море. За счет перепада высот вода там и поныне хлыщет с огромной силой. Это обустройство обеспечивало: 1) подачу пресной питьевой воды 2) работу прачечной, бани 3) приводило в движение мельницу. Зерно на острова всегда завозили (там из-за каменистой почвы вырастить его нельзя); за время путешествия оно отсыревало, сначала его просушивали в специально продуваемом теплым воздухом помещении-сушиле, потом мололи на мельнице, приводимой в движение потоком воды. Вообще все как-то очень умно было устроено. Все очень ориентировано на климат. И во всем чувствуется: чтобы выживать, людям приходилось много сил тратить на то, чтобы не замерзнуть, прокормиться, обустроить быт. Например, экскурсовод вводит всех в небольшую темную комнату с одной дверью на улицу, спрашивает, что это была за комната. «Дровница, склад, темница...» - гадает народ. И никто не может угадать, что это была огромная печь, в которую телегами свозили дрова, поджигали, и теплый воздух распространялся по специальным внутристенным проходам, обогревая помещения монастыря.
Уже несколько лет подряд в кремле ведутся восстановительные работы – стучат, пилят, сверлят с утра до вечера. Некоторые церкви и другие помещения все еще не отреставрированы, не говоря о более чем половине келий. Туристы осматривают несколько храмов, трапезную (она всего на несколько кв. метров меньше, чем в московском Кремле), хозяйственные постройки, несколько круглых башень кремлевских стен, в которых стоят еще пушки. Внизу этих башень были темницы, ведь на протяжении всей своей истории монастырь использовался и как тюрьма. Попадали сюда всякие революционеры, анархисты, мятежники, не принимавшие церковную реформу Никона. Там обдумывали свое поведение и дворяне, например, несколько особо своевольных пращуров Пушкина. Самым престарелым узником Соловецкой тюрьмы был Калнышевский Петр Иванович, кошевой атаман Запорожской Сечи 1690 года рождения – участник русско-турецких войн второй половины XVIII в., генерал-лейтенант русской армии, награжденный Екатериной II двумя золотыми медалями… В 1775, в связи с упразднением Запорожской Сечи, был взят и отправлен на Соловки. Заслугами и присылаемым с родины вспоможением снискал к себе уважительное отношение тюремщиков, и все же сидел в одиночной камере 3 кв.м. на протяжении 25 лет, выпускаемый на улицу лишь в дни больших праздников – Рождества, Пасхи, Преображения. В 1800 (ему уже 110 лет), освободившись, не едет домой: там его уже никто не помнит. Проживает еще 2 года в монастыре и умирает. В монастырском дворе стоит его бюст, повязываемый украинским рушником. С Украины на Соловки приезжают гости, оставляют венки, ведь там умирали и их предки (особенно в годы СЛОНа). Сейчас каждодневно на монастырских службах молятся за Украину, называя происходящее старым словом «смута».
Везде на Соловках стоят огромные деревянные кресты. В бухте Благополучия крест стоит даже посреди воды, на помосте из камней. На суше – в огромных бревенчатых срубах (как колодезные), заполненных камнями. Кресты огромные, несколько метров высотой, выполненные из цельного ствола, отесанного и украшенного резьбой.
Как уже говорила, на Большом Соловецком острове огромное количество пресных озер. Когда-то давно монахи стали соединять их каналами. Теперь катание на лодках по каналам – одна из экскурсий. Есть пУстыни (например, Филиппова пустынь, Савватиева пустынь, др.) – места, куда монахи уходили уединиться для молитвы. Есть скиты – «подворья» монастыря, разбросанные по соседним островам, там тоже жили монахи (о них – в следующей части).
Соловецкий сувенир – это изделия из бересты, дерева, шитье и вышивка, каргопольская керамическая игрушка, козули (маленькие с глазурью прянички), много литературы, иван-чай, разные травяные сборы, мармелад из агар-агара. Селедка, ламинария (морская капуста), черника, грибы, мидии. В монастыре – как всегда, церковная лавка, ларек с пирожками и монастырским квасом и морсом.
(опубликовано без корректуры)
Продолжение