Соловки. Часть 3, историческая
Начало
В 1429 году на берег Большого Соловецкого острова приплыли Савватий (монах Валаамского монастыря) и Герман, их путь длился 2 дня (сейчас это 2 часа). Савватий был уже стар, и Герман вызвался сопровождать его. Первым делом они поставили крест, потом соорудили келью и перезимовали в ней первую зиму. В 1435 Герман уплыл на материк, чтобы запастись съестным, а когда вернулся, Савватий уже умер. Позже на острове появляется третий монах – Зосима, присоединяются и другие отшельники. Так закладывается Соловецкий монастырь, а преподобные Савватий, Герман и Зосима Соловецкие считаются его основателями. Мощи всех трех хранились в монастыре до основания в нем Соловецкого лагеря, когда они были перенесены в музей краеведения, а потом перевезены в Александро-Невскую лавру (Петербург). Вернулись на Соловки в 1992 при патриархе Алексии II.
Братия монастыря постепенно увеличивалась, но наивысшего расцвета монастырь достиг при митрополите Московском и всея Руси Филиппе (в миру Федор Степанович Колычев, 1507-1569). Он был сначала игуменом Соловецкого монастыря и проявил себя как отличный руководитель: так, при нем начато строительство каменного кремля, который мы сейчас и видим, приезжая в монастырь (до этого все было деревянное). Слава Филиппа достигла Москвы и ушей Ивана Грозного. Он вызвал его возглавить московскую кафедру (стать митрополитом), отказаться было нельзя. Филипп поехал. Вскоре начинается опричнина, и Филипп открыто критикует ее, попадает в опалу, отправлен в ссылку в тверской Отроч Успенский монастырь. Там его удушит Малюта Скуратов. В 1652 при патриархе Никоне мощи перевезены в Москву, хранятся в Успенском соборе Кремля.
Через несколько веков, в 1920 году монастырь ликвидирован, монахи разогнаны, ценности реквизированы. Здесь располагается СЛОН – Соловецкий лагерь особого назначения, советская машина по уничтожению инакомыслия. До 1939 рядом с убийцами, ворами, шпаной, рецидивистами сидят «политические» - духовенство, белое офицерство, контрреволюционеры, эсеры, научная и творческая интеллигенция, крестьяне. Это самые печальные годы Соловков.
В 1942-45 гг на Соловках располагается школа юнг. Мальчишки 14-15 лет с образованием 6-8 классов, зачастую приписывая себе бОльший, чем есть, возраст, по рекомендациям комсомольских организаций стремятся попасть туда. Три набора в военный период с обучением по году, выпускались специалисты-боцманы, электрики, радисты, рулевые. Кадры ковались невидимо для летавших над Севером фашистов: жили в землянках в лесу, под накатными крышами. Среди выпускников – писатель Валентин Пикуль. После войны школа юнг переведена в Кронштадт. Мы видели ямы, оставшиеся от землянок. В.А. рассказывал, что бывшие юнги уже стариками возвращались на Соловки, чтобы встретиться, ходили к тем местам и опознавали места своих землянок.
В 1967 создан Соловецкий музей-заповедник, в 1974 реорганизован в Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник. В конце 1980-х создается церковный приход, в 1990 (25 октября) – возобновление Спасо-Преображенского ставропигиального (подчиняющегося напрямую патриарху) мужского монастыря. Август 1992 – перенесение мощей преп. Савватия, Германа и Зосимы Соловецких из Петербурга.
Весь Соловецкий архипелаг – объект всемирного наследия ЮНЕСКО.
(опубликовано без корректуры)
Продолжение