odri (Дания)
Сплетая судьбу из случайных событий
Мое счастье в тебе?
Глава 17
Начало
17
Томку вдруг осенила мысль, удивившая своей логичностью и тем, что раньше не пришла в голову:
«Марио, вот кто мне объяснит и посоветует, что делать, он-то знает, о чем речь. Надо позвонить ему и рассказать о звонке », - подумала она.
Но время было позднее для Марио - 10 вечера. Он вставал в 4 утра и ехал на оптовые рынки, далеко за Копенгаген - делал заказы на продукты. Поэтому, ложился старый ресторатор не позже 22, отключая себя от мира полностью, точнее, отключая мир от себя.
Заказы на продукты делала Томка, но Марио предпочитал всё выбирать собственноручно, особенно зелень и мясо. Он не признавал замороженных продуктов на кухне: у него были свои поставщики, которым он доверял и которых выручал, по мере необходимости.
За многие годы он почти безошибочно угадывал необходимое количество снеди для ежедневных закупок, и передал этот дар Томке...
Значит, так тому и быть, оставаться ей со своими мыслями до завтрашнего дня.
...Теперь Томка была « правой рукой» и помощницей Марио. Она занималась бухгалтерией, точнее, первичной бухгалтерской отчетностью, контролируя кассу, чеки, пробиваемые официантами и их соответствие, решая, какие суммы реально отнести на затраты, не вызывая вопросов ревизоров, какие оставить на убытках ресторана.
Она обсчитывала приблизительную прибыль и расходы на квартал вперед, поэтому у нее шла обширная переписка с производителями интересующих ресторан продуктов по всей Европе: они посылали ей прайс-листы каждую декаду, так как цены менялись, в зависимости от спроса. Потом Марио составлял калькуляции стоимости блюд, варьируя их составляющие таким образом, чтобы, в целом, цена значительно не менялась. Это было очень важно - конкуренция в ресторанном мире жесточайшая.
Томке нравилось организовывать банкеты, разные празднества, устраивать показы блюд итальянской кухни, которую она научилась не только любить, но и понимать.
Она сделала однажды, по просьбе Ирининого мужа, небольшой выездной «вечер» для его фирмы с приготовлением всех блюд на глазах у сотрудников. Это было хлопотно, но хорошо оплачено.
А через три дня у Томки в папке полученных факсов было уже две заявки на проведение такого же выездного «Вечера итальянской кухни» - на конференции профсоюза мясников и производителей молочной продукции.
Так Томке пришла идея устраивать "мастер-классы" на разных конференциях и семинарах.
Проводили их одни из бесчисленных племянников Марио – Джузеппе и Тито – веселые молодые парни, получившие образование в Париже и Флоренции, как и их дядя.
Эти мастер-классы, с годами, стали пользовались даже успехом на конференциях всех профилей: у докторов, педагогов, инженеров и медсестер. Очередь на проведение их стояла у Томки на пару месяцев вперед.
Для сдержанных датчан, эти феерические дни – с итальянской музыкой и двумя смуглыми молодцами-красавчиками, эффектно орудующими ножами и так же виртуозно предлагающими присутствующим что-то попробовать, приглашающими всем остальным делать то же, что они – становились праздником и отдыхом от повседневной рутины и скучной заорганизованности традиционных конференций.
Участники этих конференций, приехавшие со всех концов страны или из разных стран, с удовольствием записывались на однодневный курс обучения приготовлению пицц или паст. Подобные демонстрации, как правило, в финале заканчивались веселым балаганом братания, пения, питья и поедания приготовленного.
...Вечерняя работа в ресторане, к счастью или, к сожалению, но прекратилась. Томка давно уже не бегала сама между столиками, принимая заказы, передавая их на кухню, осторожно устраивая на сгибе руки тяжеленные тарелки с едой и неся их - по две на каждой руке. Марио оплатил Томке первоначальные курсы в школе сервиса отеля «Адмирал», а уж потом доучивал Томку всему остальному, раскрывая одному ему ведомые секреты успеха.
В те, давние теперь дни, Томкины вечера были заполнены многоязычным говором, улыбками, шутками или капризами, восторгами или недовольством гостей, сложной смесью запахов табака, духов, пота, одежды и кухни, музыкой их аккордеониста Пеппе - это бы мир, который она полюбила со временем, в котором отогрелась и успокоилась, где чувствовала себя уютно и на месте.
Но иногда она возвращалась домой и валилась в коридоре от усталости и отчаяния. Ей никак не давался датский язык, на котором Томка упорно пыталась говорить. Ее не понимали. Но любезные гости готовы были говорить с ней на английском. Или на том скудном итальянском, который так легко выучить с помощью ресторанного меню.
Джонни всегда предлагал ей одно и то же: сменить или оставить работу. Конечно, это было очень благородно с его стороны, но Джонни продолжал учиться, повышая и повышая квалификацию, мечтая о своем самостоятельном деле. Они решили взять кредит на квартиру, для этого кто-то один из них должен был иметь стабильный заработок, чтобы его оплачивать - это была Томка.
Томка оказалась не только трудолюбивой, но и честолюбивой: жизнь с Джонни словно открыла в ней второе дыхание, массу новой, скрытой доселе, энергии и желаний. Еще не окончив языковые курсы, она уже попросилась у Марио в бухгалтерскую школу, причем, частную, которую ей посоветовал Джонни.
Удобство этой школы заключалось в том, что можно было самому составлять график и план учения, и растягивать его настолько, насколько тебе удобно - только плати за дополнительное время учебы и набери, в конце концов, нужное количество прослушанных и сданных предметов, часов, проектов.
Марио это не одобрил:
- Зачем женщине столько знаний и ума? Это - лишнее. Все горе в жизни только от умных женщин.
В этом Марио был убежден:
- Глупенькой женщине только соври - красиво и правдоподобно - похвали ее красоту, скажи, что любишь, да денег на нее не жалей - там, побрякушку одну, другую, она и послушалась. Ведь главное в женщине что? Покорность и доверчивость. А умная? Ох, и тяжело с ними! Особенно, если красивая да образованная, да еще гордая, как моя покойная жена Кончетта, царство ей небесное!
При мыслях о Кончетте на глазах у Марио выступили слезы. Хитрил, конечно, лис старый. Думал, разжалобит Томку, и она оставит свою идею.
Но Томка проявила неожиданное упрямство:
- Плати, - сказала. - Не шубу прошу и не бриллианты, а учебу оплатить. Я тебе потом в сто раз больше отработаю.
«Ну, это ты, допустим, сильно преувеличила», - подумал тогда Марио и посмеялся про себя.
Но Томка так строго сказала, что у Марио слезы от воспоминаний о покойной жене мгновенно высохли: до чего хороша была Томка в этот момент: ну, вылитая Кончетта: брови свои чернущие в нитку свела, бледная, глазищами сверкает. Ноздри раздуваются, и фыркает, как кобылка.
Ну, точно, Кончетта. Та тоже так на Марио однажды смотрела, когда он от Диди, певички их, ресторанной, из окна ее комнатки вылезал поздно ночью после закрытия. А Кончетта стояла у окна, так он к ней в руки и попал.
Вот так точно на него тогда Кончетта и смотрела, но не ругалась, за волосы не таскала: не было их, волос, уже и тогда, двадцать лет назад. Только руки свои от него отряхнула и сказала:
- Ты знаешь, что я без тебя не засыпаю. Дождись, пока я усну, и проваливай на свои… гульки.
Она тогда уже была безнадежно больна, но скрывала от Марио, боялась, что он ее бросит:
- Вот и умная, вроде, а глупенькая: знала ведь, что у нас в роду не бросают жен и разводов у в роду отродясь не было. А все равно боялась и скрывала, а когда сказала, то поздно уже было что-то делать.
Марио переживал свое прошлое, словно это было вчера.
Он все же решил передать Томкину просьбу, побежал сразу звонить Антонио. Его Марио опасался и слушался, хоть и племянник. Но большой человек - а тут уже родство на втором плане, благодетель, опять же.
А Антонио неожиданно обрадовался:
- Не ошибся я в ней, не ошибся, - только и сказал.
Марио в следующий раз договор отправил, а Антонио всё и оплатил, с лихвой.
Марио неожиданно заболел. Он резко сдал, начал задыхаться, однажды потерял сознание и упал на лестнице, спускаясь в подвал. Томка без единого лишнего слова взяла на себя всю его работу, дав ему время подлечиться и передохнуть от нескончаемого 30-летнего труда.
Марио тогда понял смысл слов Томки, над которыми в свое время смеялся:
- Я тебе потом в сто раз больше отработаю.
Был ли Томкин уход от Марио ударом для него? Едва ли: при его любвеобильности и щедрости, всегда находились женщины, желающие разделить его одиночество.
Другое дело, что Томка нечаянно «забралась» в сердце Марио, помимо его воли, точнее, воли Антонио, который оплачивал этот странный замысел своей несбывшейся судьбы с русской и их сыном.
Когда Томка сказала Марио, что уходит к Джонни, то Марио первым делом испытал тревогу: что скажет Антонио, когда узнает. О себе он не думал.
А Антонио только и сказал:
- Не препятствуй, если хочет, но и не бросай.
Марио все в точности и сделал. А с Томкой после этого отношения только улучшились: она была благодарна Марио и осталась с ним. Ну, почти осталась...
Продолжение