Jen
Драмшахматы. Шанс королю
а сверх того - о необычной тёще,
итальянской опере и духовидении.
Часть 2 и последняя
[Начало]
МАТРИЦА - ПЕРЕОЦЕНКА: ЭПИЗОД 1
Пусковой фактор: Тёща
Промежуточный результат: Открытие персональной направленности
Долговременный результат: Посмотрим
...Перс таки появился тем вечером. Снова с цветами. И объявил, что идет… к моей маме. Извиняться... И смущенно позвал меня составить ему компанию.
Страшно, да? У-ууу… Это у всех мужиков так, что ли? Теща – темный лес?..
Фокус в том, что муж имел дурость поведать свои (известные вам) измышления относительно меня теще - напрямую. Дескать – получается, это ты, Л., так воспитала свою дочь...
Реакцию матери предсказать несложно. Глубочайшее оскорбление.
Тут надобно напомнить, что мама у меня англоговорящая - потому я им не нужна, чтобы общаться. И не просто говорящая, а филолог английского языка. И пришедший на мировую зять получил от этого языка. Полной мерой.
…Честно говоря, маму я не предупредила. Нарочно. Хотя это было даже несколько… непорядочно с моей стороны. Она не знала о сцене на лестнице и ожидала меня – одну. Поговорить о моей новой жизни, свободной от гнёта персидских захватчиков. А тут… Фактически, я ее ИСПОЛЬЗОВАЛА… Я открыто покаялась в поганском пользовании. Она приняла
Зачем я так? А передо мной стояла цель. Безобразно примитивная. Чтобы муж, явившись неожиданно на тещином пороге – хоть и с самыми разблагими намерениями - увидел лицо принимающей стороны. Настоящее. Неподготовленное.
И он увидел.
…Перс даже подался назад, едва не выронив церемониальные розоцветные. Не ожидал таких ледников?.. Нет уж, парень – изволь хлебнуть тобой же заваренной каши… Хлебнул. Честно. Такому царю вселенной виниться второй раз за неделю, да еще перед тещей… Добро, продолжай в том же духе – может, научишься, как человеком быть...
…К материной чести, решение она приняла молниеносно. (Хотя никто не узнает, чего ей это стоило.) Мы были приглашены войти. А затем Перс в течение двух часов познавал общественное мнение. Точнее, как выглядели со стороны – пусть и несколько заинтересованной (во мне) – эти два года… Мамино изложение было спокойным, и к середине он уже расслабился и начал формулировать.
Они говорили - о фактах и воображении, о доверии и неверии... О страхах. Об ответственности. О влиянии прошлого на настоящее... А я сроднилась с ковром и в основном слушала. У меня не было роли в этой сцене. Да и не нужна она была, эта роль.
Разошлись за полночь, все вымотанные в нуль – даже я, которая была ковриком... При прощании мама привстала на цыпочки - и легонько поцеловала непутевого зятя в щеку. «Удачи вам, ребята. Что бы вы ни решили.»
Очумевший герой чуть не выкатился из квартиры как был - в тапочках…
…От мамы Перс завез меня домой – и перед тем, как отправиться в свое временное логово на том же такси, удивленно произнес:
- Слушай, так Л. же – умнейшая женщина… И ей от меня НИЧЕГО НЕ НУЖНО. Кроме того, чтобы с тобой обращался нормально – и всё…Отчего она раньше этого не показывала?
- Лучше спроси - отчего ТЫ этого не видел?.. А не глядел, видать, - не удержалась я от шпильки.
И неофит коммуникации в задумчивости отчалил на боковую.
МАТРИЦА - ПЕРЕОЦЕНКА: ЭПИЗОД 2
Пусковой фактор: Опера
Промежуточный результат: Мысли
Долговременный результат: Снова посмотрим
Через день мне сообщили, что имеются два билета в оперу – кто-то не смог пойти. Я обрадовалась – не была в театре сто лет... Давали «Бал-маскарад» Верди.
- Прекрасно! - проявил энтузиазм Перс. - Мы идем! - И тут же вскинулся: - Ой! Я же не одет. (А он и вправду примчался в Киев в чем был, т.е., в глубоко ежедневном виде и без багажа.)
- Ничего, - «помогла» я. – Тогда я тоже не буду одеваться…СЛИШКОМ. Но как-то ведь надо – театр... Держись в кильватере. Авось не заметят.
Это из меня на мгновение высунулась стерва. А я и не знала, что она там есть…
…И надо же случиться такой иронии, чтобы опера была - о несправедливо подозреваемой жене… Клянусь, я ее не выбирала. И даже не знала сюжета.
- А ведь та дамочка ничего такого НЕ ДЕЛАЛА, - вдруг пробормотал Перс по дороге после спектакля. – А муж собрался ее всерьез УБИТЬ. Ну, допустим, не убил – но того, губернатора, прикончил. А тот тоже ничего не сделал – все пытался дамочку забыть, честный… и она честная… Но этот мужик, убийца… ОН ЖЕ ДУМАЛ КАК Я.
Сейчас-то можно и улыбнуться. Я сама с удовольствием это сделаю. Смешно... Взрослый человек как будто… Но у самого открывателя открытие вовсе не вызвало смеха.
Надо будет его еще на «Отелло» сводить, подсказала изнутри меня неугомонная стервоза. В целях закрепления материала… Ты еще здесь, гадючка?.. Впрочем… можешь остаться. На правах совещательного голоса…
МАТРИЦА - ПЕРЕОЦЕНКА: ЭПИЗОД 3 (причинная связь сомнительна, включение в матрицу условно)
Пусковой фактор: Сны
Промежуточный результат: Раздрай
Долговременный результат: Желательно, чтобы его не было
А вот дальше стало еще менее забавно. Потому что у Перса начались кошмары. Вернее, мутные и тягостные сны – с участием людей из прошлого. Он долго в этом не признавался, но потом не выдержал. И какая здесь связь с трениями между нами?.. Загадка.
"Гмм… Веришь - дня два назад под утро видел ребят… тех, помнишь, которых в Иране казнили? А меня тогда батя вытащил – только на допросе помурыжили - и сразу из страны услал…Стоят молча и смотрят. Молодые, такие, как были..."
(Муж в сопливой юности был борцом против новоустановленного в родной стране режима мулл. А к борцам против себя этот режим относился более чем серьезно. Изо всей «ячейки» выжил один Ф. – благодаря поручительству отца. Тот вывернулся наизнанку, сделав возможное и невозможное.)
«…А вчера – Р. и Б., ну, из университета, которые со мной на машине разбились в Англии. (Он там учился, я уже говорила.) Тоже молчат… Джен, почему они теперь все время ко мне приходят – мертвые? Может быть, это… несправедливо – что они все там, а я, только я – вон сколько лет - здесь? Они что, хотят, чтобы я наконец …был с ними?»
(Смысловое ответвление: Я вдруг осознала, что у Перса из-за вышеописанного вообще не осталось СТАРЫХ друзей - которых он бы знал с юности. Старые - все там... на Той Стороне. А имеющихся сегодня он приобрёл уже во взрослой жизни. И это, соответственно, была ВЗРОСЛАЯ дружба. Она ведь другая. Возможно, ему она представляется менее близкой, чем та, давняя... А тут еще и - см.ниже.)
Нет, Перс не сошел с ума. Похоже, в него - отчего-то именно сейчас - ударил «синдром выжившего». Единственного, в то время как все остальные погибли. Более того - ДВАЖДЫ единственного … Через столько лет. Первый ли это раз? Не знаю. В данный момент спрашивать не стану; может быть, потом...
И все же - ну КАКАЯ здесь связь с нами? Нет ответа.
…Я тогда сделала кое-что - как сделала бы для любого другого человека с такой проблемой. Высыпала свои убеждения на эту тему, притрушенные обрывками научных и псевдонаучных сведений. Уверила, что мы совершенно не нужны умершим там, где они сейчас...
А вот дальше решилась на неканоническое. На собственную, гм, разработку. Насчет того, что это его подсознание поворачивает его лицом к чему-то, что нужно доделать или исправить… Поделилась, как сама неделю видела свою покойную подругу (чистая правда) - пока не помирилась с одной из вполне живых знакомых, к которой отнеслась излишне жёстко. В общем, занималась чуть ли не треклятым психоанализом… Так нельзя в семье, это размывает роли... но так было надо. Для удержания Перса в состоянии внимания к нашей с ним ситуации. И мне, кажется, удалось.
Мне ли? Или просто - пришло время? Время исцелять, и время исцеляться - каждому из нас от своих демонов?.. Так или иначе, но в один из недавних вечеров Перс совершенно не в тему произнес: «Кстати… Те души - они ушли. Совсем.»
«Это хорошо», – только и нашлась ответить я.
А потом наступило позавчера, когда на улице хлестал ливень, и мой мокрый муж, войдя в дверь и отряхнувшись, как собака, секунду помялся и спросил:
- Как ты смотришь на то, чтобы мы... поженились обратно?
- Между прочим, мы не разводились, - заметила я из чистой вредности.
- Нет. Ты со мной развелась - ну, ФИЗИЧЕСКИ. Я думаю, нам надо… жениться снова. Попробовать. Но если ты - нет, если это рано, то… Я буду ждать.
Ох ты. Еще сюрпризы.
…Оказывается, Перс умеет краснеть…
- Я подумаю, - очень отчетливо и с удовольствием выговорила внутренняя стерва.
…О, Господи. Всё возвращается. Ведь именно это должна была сказать умная объект Д., получив от объекта П. брачное предложение – ещё два года назад… Глупая объект Д. этого не сделала, а просто обрадовалась и нырнула без проверки… Урок? Очевиден.
Засим довольно этой истории, о благородный читатель. Я снова не все знаю о том, как оно у нас дальше будет получаться, и будет ли вообще. Но зато четко определила границы того, что могу допустить. За которые - нельзя. Никому.
Это если речь обо мне. Моему же мужу предстоит понять то же самое для себя. А там – как совместятся наши границы. Я лично готова над этим совмещением поработать. Вторая сторона утверждает, что тоже готов. Устал, говорит, от не своих домов и от мелькания туда-сюда... Может, и правда созрел к оседлости. Будущее покажет.
Думаю, больше «великих драм» из нашего угла не предвидится. Данный опус – последний из этого разряда. Если же мы все-таки не выживем как пара, то свернем все скромно и по-взрослому, без буйства. Эра вулканов миновала. Я уверилась – мужчина может инициировать драму, но поддерживает в ней жизнь женщина. РЕАГИРУЯ на неё. Нет реакции – нет и драмы. Похоже, я свой избыток драмтоплива отожгла в этом последнем рывке. Я уже на орбите. И моя стерва со мной. Но власти ей не видать, о нет. Будет подкидывать идейки при необходимости. А я еще посмотрю, пользоваться ли ее советами…
Перс, если станешь совсем человеком, я смогу попытаться… родить тебе ребенка. Это не сделка «будешь слушаться - получишь конфету». Просто это самый сокровенный дар женщины мужчине, который может себе представить
твоя жена
Джен.
Предыдущая часть (начало)
Следующее письмо Джен: Искаженный замысел (навеяно письмом Майи «Довольствоваться малым: что это значит?»
Предыдущие письма Джен