Автопутешествие по южной России
Часть вторая. Воронежская земля
Начало: Часть 1
И снова дорога вьется, дорога бежит вперед.
Открываю окно – монотонный моросящий осенний дождик закончился, и солнце выглядывает из-за разорванной пелены серых облаков. Мы летим вдогонку за летом, на юг.
Свежий, с запахом грибов и зрелых трав, ветер наполняет салон машины, приносит бодрость и прекрасное настроение. Постепенно леса редеют. Редкие промелькнувшие за окном дубы-крепыши претерпевают волшебные превращения: они вытягиваются, становятся выше и стройнее и чем-то напоминают эвкалипты. Пейзаж завоевывает неизменная спутница южных полей акация. Поля расстилаются по обе стороны дороги во всю ширь, до горизонта. Мощные, красивые, в золотистом убранстве спелого подсолнечника.
Приближаемся к столице Черноземья, г. Воронежу.
Город раскинулся по обеим берегам реки Воронеж - притоку реки Дон, и во многом обязан своим вторым рождением Петру I. Город, давший России южный морской флот. Вековые дубы и высокие сосны древнего Шипова леса, окружавшие Воронеж, стали палубами и мачтами прославленных российских кораблей. По реке Воронеж вновь построенные корабли спускались на Дон и далее шли в Азов, в древнее Русское море. Принимали бой с хорошо подготовленным и вооруженным турецким флотом. Первые азовские поражения выковывали новых морских героев, и дальнейшие победы прославляли их имена на весь мир вместе с именами кораблей.
Шипов лес:
Памятник Петру I:
Воронеж. Вид на водохранилище:
Шипов лес, о котором я уже упоминала – последний лесной «остров» на юге России - остаток огромного по протяженности пояса древних лесов, тянувшегося сотни лет назад с севера на юг по Среднерусской возвышенности. Самый большой сохранившийся массив этих лесов находится на территории Псковской области.
Далее, на юг от Воронежа - царство степей-полей, разделенное только искусственно насаженными лесополосами, защитой от сильнейших степных ветров.
Давно задаю себе вопрос: что могло сохраниться в этих степях с древних времен? Голая степь и ветер? В Москве или Петербурге куда ни шагни – везде памятник истории, по которым можно читать, как по книге. Оказывается, степь тоже хранит свои древние тайны.
Дикая степь Воронежской области:
И в этом мне помогла наука топонимика. Вот, например, названия некоторых населенных пунктов Воронежской области, сёла: Можайское, Московское, Монастырское, Хава, Русская Буйловка, Лосево, Верхний и Нижний Мамон, речки Осетр и Мечетка. Названия привычные для меня, да не совсем обычные.
Во время существования государства Московская Русь называлась здешняя земля просто – Дикая степь. Изучена была плохо. Стояли здесь только небольшие пограничные села и городки, населенные, как правило, смелыми людьми, в основном - беглыми или переселенцами «от нужды» из более заселенных, но не таких благодатных мест. Места здешние славились изобилием рыбы и зверя. Земли богатые, черноземные, урожаи собирались невиданные и климат прекрасный. Одна беда была – кочевники, потомки древних половцев, ногаев, ассов (предки современных осетин), издревле населяющих степи. Имя свое река Дон получила от древних ассов, что переводится с их языка как «вода». Греки знали эту реки под именем Танаис.
Названия сел и речек сохранили память и сказания о тех временах. Представляю на ваш суд некоторые из них.
Недалеко от Воронежа находится большое село Рождественская Хава, которая стоит на берегу речки с таким же именем. Легенда гласит о том, что владел этим селом богатый хан, и была у него дочь - красавица Хава. Недалеко от села находилась маленькая приграничная крепость, гарнизон которой состоял из нескольких русских молодых офицеров и солдат. Жители крепости и села жили в мире и согласии. На один из сельских праздников пригласил хан к себе в гости офицеров из крепости. Увидела прекрасная Хава одного из офицеров и полюбила его. Никто не знает, как познакомились офицер и Хава. Известно только, что полюбили они друг друга так сильно, что не мыслили жизни один без другого. Было решено – бежать Хаве из родительского дома.
В одну из темных ночей осуществился замысел влюбленных, но один из охранников ханского дворца проснулся на беду и услышал приглушенный стук копыт удалявшихся лошадей. Поднялась во дворце тревога, пустили погоню, которую возглавил сам хан. Беглецов настигли на мосту над речкой. Поняла Хава, что не быть ей с возлюбленным. Другой жизни не захотела и бросилась в реку. За нею последовал и офицер. Увидел хан необыкновенную силу любви, понял, что натворил и решил, в соответствии с местными обычаями, а также, чтобы в небесном царстве влюбленным жилось хорошо, отправить в речку и все приданное любимой дочери. С тех пор, село стало называться Хавой, позже, когда пришли на эту землю русские войска, и в селе построили храм в честь Рождества Богородицы, стало село называться Рождественской Хавой. Триста лет прошло с тех пор, но не перевелись еще искатели ханского приданного. И, время от времени, на берегу речки вырастают маленькие палаточные лагеря.
Территория Воронежской земли была торной дорогой, если можно сказать - из «греков в варяги». Греческие торговцы были «виновны» в названии двух небольших городов области. Есть легенда о том, что остановился небольшой караван греческих купцов отдохнуть на берегу полноводной речки. Подошли к кромке воды, чтобы умыться, а из воды рыба в руки так и выпрыгивает. Не простая рыба, а все осетры, стерлядь. «Маммона!» - то есть богатство, воскликнул один из купцов. Речка обрела свое название и стала называться Осетром, а два поселения на берегу этой реки получили названия: Верхний и Нижний Мамон.
Воронежские степи активно начали заселяться только в 18 веке, в эпоху завоеваний южно-русских земель. Не только богатые вельможи, но и церковь получала от императрицы Екатерины II уделы на вновь завоеванных землях.
Сёла - Московское, Монастырское и Можайское - были образованы переселенцами из Московской земли, монастырскими крестьянами, выведенными на поселение в Воронежскую губернию.
Сохранила память людская еще одно имя. Имя казачьего урядника Петра Лосева, которому велено было вместе с отрядом казаков основать поселение на одной из остановок по пути следования армии. До сей поры живет, широко раскинулось - богатое село Лосево, в самом сердце Воронежской области.
Потемкинская армия продвигалась все дальше и дальше на юг, сопровождалась она обозами с провиантом. Приставал к обозам и беглый люд из крестьян и ремесленников, обнищавший на родине. Многие из них оставались жить в богатом вольном Черноземье, получали позже и льготы, свободы за проживание на беспокойных приграничных землях.
Наша дорога мчится все дальше - и вот, так всегда бывает, недалеко от нашей первой большой остановки возле Павловска, что стоит на Дону, сразу же за селом Лосевым, стрелка термометра поползла вверх. Сколько бы мы не проезжали это место, всегда замечали, что температура здесь повышается на 2- 3 градуса, как будто мы пересекли некий призрачный температурный рубеж. Куртки и ветровки - долой!
А за окном совершенно фантастический пейзаж. Горизонт завоевали так называемые «меловые горы» - это бывшее дно древнего океана, что занимал все здешние окрестности несколько миллионов лет назад.
Меловые горы за рекой Дон:
Вид на Дон с меловой горы:
Пещерный монастырь в меловой горе, севернее Павловска:
Свято-Успенский женский пещерный монастырь в Воронежской области:
Автор: Burime1
Продолжение