Автопутешествие по южной России
Часть первая. Москва - Тула - Задонск
Летом, когда подходит время отпуска, предо мной встает вопрос: где и как отдохнуть?
Благоразумные граждане давным-давно запланировали свои отпуска, и, проведя несколько бессонных ночей в интернете, купили билеты со скидкой, забронировали гостиницы. Я же поступаю как большинство. И совсем не оттого, что лень заниматься организацией отпуска, когда до него остается несколько месяцев. Скорее, из опасения, что отпуск может совсем не начаться. Дело в том, что в лихие 90-е годы у меня было всего 2 отпуска и те в виде «передышки» между двумя разными работами.
И когда наступило время хоть какой-то стабильности, я начинала верить в то, что буду отдыхать, только на третий день отпуска. Так выработалась привычка решать проблемы отпуска почти перед самым его началом.
Когда мы улетали отдыхать по путевкам за границу, всю организационную часть брал на себя муж. А я лишь, соглашаясь, обреченно качала головой. Единственно, за что я крепко сражалась – это страна, которую собираемся посетить. И начинала верить в отпуск только в здании аэропорта, после чашечки любимого кофе с корицей.
Отдых на территории России – это совсем другое дело. Тут уж и я сама включаю свои организационные способности. А как же иначе! Необходимо не только разработать маршрут путешествия, но втиснуть в график движения, который составил муж, «незапланированные», по его мнению, заезды к родне, места жительства которой как раз разбросаны по всему маршруту нашего следования.
Итак, было решено: мы едем в Кисловодск, а это значит, что нас жду необозримые просторы южной России и горы.
Миновал суматошный период сборов и покупок подарков, необходимых средств по уходу за машиной в пути и продуктов в дорогу. Путешествие по нашей Родине пока нельзя назвать комфортным, хотя бы из-за плохо развитого дорожного сервиса. Тем более, что мы оба стараемся придерживаться диеты. И речи о питании в придорожных кафе даже не идет. Поэтому, еду для первого дня пути я готовлю сама и складываю ее в большую плетеную корзину, разделив узлы с контейнерами на части: «завтрак», «обед», ужин» и какой-нибудь неожиданный перекус. И, поскольку, мы находимся в пути не один день, то далее нас кормят гостеприимные родственники.
И вот, наконец, наступает долгожданное утро отъезда. Как я люблю это время! Ранний подъем не очень-то вдохновляет моего мужа, так как он по биоритму - «сова», в отличие от меня, «жаворонка». Перед этой поездкой мне удалось «уложить» его спать пораньше и утренний подъем прошел «без сучка и задоринки».
5 часов утра, мы едем по Москве. Москва никогда не спит. Улицы не пусты. То тут, то там, появляется грузовичок с продуктами или какой-нибудь фордик, спешащий с ночной работы домой. Вездесущие дачники на перегруженных машинах торопятся миновать московские пробки и вырваться на «свободу полей» пораньше (наступает субботний день).
Миновали Варшавское шоссе, захватили маму, она едет проведать своих стареньких тетушек, то есть она будет путешествовать с нами до города Павловска на Дону, своей Родины.
Кольцевая автодорога плавно выносит нас на трассу «Дон». Ту самую, федеральную трассу, что отстраивается и готовится к Сочинской Олимпиаде.
Трасса «Дон». Варшавское шоссе:
В нашем салоне стихли разговоры, касающиеся текущих житейских дел, и наступила тишина. Каждый смотрит в окно и думает о своем. В такие минуты у меня почему-то в памяти возникают всегда вот такие стихотворные строки:
«…И невозможное - возможно.
Дорога дальняя легка.
Когда мелькнет в пыли дорожной
Печальный взгляд из-под платка…»
Что-то внутри настраивается на такую легкую текучую волну с грустинкой. И звучит музыка. Я всегда слышу музыку за городом, когда вижу деревья, поля и луну, не закрытую урбанизированным городским пейзажем.
Знакомые звуки - это 1-я симфония П.И. Чайковского, муж включил волну Радио Орфей (трек).
За окном мелькают крупные пригороды, тянутся дачи: сначала многочисленные и великолепные в своей архитектурной анархии, а далее - более скромные и малочисленные. Миновали мост через русскую красавицу-капустницу Оку (здесь река течет меж бесконечных капустных полей), что широко раскинулась под старинным городом Каширой.
Ока и город Кашира:
И вот он - рубеж столичной Московской земли: монументальное сооружение, изображающее Всадника с копьем, поражающего змея.
Радио смолкает (волну Орфея, к сожалению, мы не услышим до тех пор, пока не вернемся на территорию Московской области). Наступила непривычная для московского уха тишина. Тишина относительная, нарушаемая шуршанием шин и «вжиком» пролетающих мимо машин. Перед поездкой мы основательно подготовились в плане прослушивания любимых книг. Во-первых, надо дослушать заброшенную за нехваткой времени великолепную «энциклопедию» поволжской России, книгу Мельникова-Печерского «В Лесах. На горах». И далее, по плану, историк Д. Иловайский с книгой «Собиратели Руси». Слушаем Печерского, и мысли льются в такт плавному повествованию. А за окном - Россия, - настоящая, неприукрашенная, но такая родная, до боли, до слез.
Едем по Тульской земле - родине русского оружия, самоваров, Левши и Л. Н. Толстого.
Миновали первый поселок Тульской области с интересным названием «Кончинка» и реку Шиворонь, образующую у дороги круглый затон с засохшим деревом на переднем плане, похожим на человека, скрюченного радикулитом.
Река Шиворонь:
Для меня интересно в дороге все: кое-как залатанные домишки, в своей гордой бедности пытающиеся сохранить достоинство (какой контраст между ними и шикарными московскими дачными поселками); бело-серые нарядные стайки гусей, плещущихся на мелководье реки. Хороший знак! Два года назад не видела я здесь ни единого гуся. Спасение утопающих – дело рук самих утопающих!
Небольшие группки селян с красными обветренными лицами - вдоль дороги, около видавших виды жигулей, продают нехитрые полевые плоды. За два года реконструкции трассу Дон скорректировали так, что она теперь минует большинство крупных населенных пунктов по пути на юг. Например, города Елец и Богородицк в Тульской области, а также Лебедянь, которую воистину можно считать гусиной столицей Липецкой области. Поэтому, местные жители, чтобы подработать, вынуждены вывозить плоды со своих огородов и садов на трассу порой за несколько километров. Яркие пятна огромных тыкв, нежный румянец на грушах и яблоках, золотистые шары лука и бурые клубни картошки. Все такое красивое, аппетитное! Хочется все это купить, но покупки мы будем совершать на обратном пути.
В Тульской области трасса напоминает американские горки: вверх-вниз и опять вверх... Летишь с горы - аж дух захватывает! На горизонте первые атрибуты шахт – терриконы. Тульская земля – шахтерская земля!
Трасса обновлена - со всеми атрибутами современной автострады: освещена, широка – в 4-6 полос, разделена специальным ограждением. Катить по ней теперь - сплошное удовольствие. А пейзажи – по красоте ни с чем несравнимы! Вот они - поля, перелески и рощицы стройных, золотистых березок. Красноватый осинник, темные пятна оголенных величественных липовых рощ.
Группы кустов на полях – заячий отдых. Многие заядлые охотники еще проводят свой отпуск среди тульских полей, где долгие часы не увидишь, кроме зайцев и птиц, ни единой живой души. Только ветер свистит в ушах. Хорошо!
Тульская область:
Понравился нам один такой симпатичный пригорок с группой беленьких золотоволосых берез –там и решили позавтракать. Свернули - и сразу попали в объятия тишины, ветра и шелеста листьев. Нет ничего приятней такого маленького пикника по дороге. Продукты, вытащенные из плетеной корзинки на скатерть, расстеленную на капоте авто, кажутся вкуснее, сочнее и аппетитнее. Горячий чай из термоса помогает согреться – чистый, но пронзительный и холодный полевой ветер быстро заставляет нас задрожать.
Мы опять в пути!
Тульские горки и поля постепенно сглаживаются и переходят, превращаются - в мощные по красоте и чистоте молодые сосновые боры Липецкой земли (до 50-х годов ХХ века - территория Воронежской области).
Сосновые боры Липецкой области:
Этими великолепными лесами мы обязаны послевоенной политике восстановления лесных ресурсов. Жаль сейчас никто не занимается восстановлением лесов так, как этим занимались в нашей стране после Великой Отечественной войны. Деревце к деревцу, леса не приобрели еще той неповторимой природной кажущейся беспорядочности и естественности - и стоят, как в строю, ровными рядами. Звучит все сильнее, набирает мощь музыка, хочу дать ей свободу – пусть все в салоне слышат самую созвучную этим лесам мелодию – 5-ю симфонию П.И.Чайковского. Гимн силе и красоте русской природы (трек 2-й части 5-й симфонии П.И.Чайковского).
Леса расступаются и открывают речную пойму, высокий правый берег и золотые купола Задонского монастыря, на фоне зеленой зубчатой кромки леса над тихими темно-синими струями реки Дон. Задонск – вечная слава павших в Великой Отечественной, и другая слава - слава преподобного Тихона Задонского, святителя южной России.
Задонский Монастырь:
Мы остановились ненадолго, чтобы сфотографировать этот удивительный пейзаж.
И снова дорога вьется, дорога бежит вперед...
Продолжение
Автор: Burime1
Предыдущие публикации этого автора:
ИГРА В БУРИМЕ