Поскольку расстояние между Галеной (штат Иллинойс,
США) и Торонто (провинция Онтарио, Канада) значительное, я встретилась
с автором известного бестселлера (“1-2-3 Magic. Effective Discipline for
children 2-12” - Thomas W.Phelan, Ph.D), членом Американской Ассоциации
психологов, в виртуальном мире, где мы и побеседовали.
Вопрос: На какие языки переведена книга? Осуществлен
ли на русский язык перевод книги? Можно ли найти на русском языке наглядное
пособие, отражающее разработанный Вами метод?
Ответ: Книга переведена на многие языки мира:
испанский, итальянский, китайский, корейский, японский и др. На русский
язык книга пока еще не переведена. Аудио- и видео-кассеты, а также
DVD на русском языке также не имеются в наличии.
Вопрос: Когда в самый первый раз был применен
Вами этот метод?
Ответ: Когда я проводил частные встречи с родителями
маленьких детей, в период 1970-1984, тогда и была написана первая книга,
был организован первый семинар. Также, я пользовался этим методом дома
при воспитании своих двух детей.
Вопрос: Почему этот метод делает послушным и заставляет
подчиниться даже самого строптивого и непокорного ребенка? В чем его «психологический
секрет»?
Ответ: «Психологический секрет» метода «1-2-3»
заключается в тишине после счета. Когда родитель показывает один палец
и говорит «Это раз», а затем – гробовое молчание, ребенок лицом к лицу
сталкивается со следующим предполагаемым предложением: «Я делаю что-то
плохо; лучше я выясню, что именно я делаю не так; лучше остановиться, либо
будут неприятные последствия». Можно выразиться иначе: магическое приходит
вместе с правилом «никаких эмоций, никакого разговора».
Книга включает в себя как бы три пути, три ступени эффективного
дисциплинирования ребенка:
- контролировать отвратительное поведение;
- поощрять хорошее поведение;
- укрепить отношение «родитель-ребенок».
«Когда Вы начнете пользоваться этим
методом, - пишет автор в своем бестселлере, - дела пойдут быстро на поправку.
Что ожидать от этого метода? Тут есть две новости: хорошая и плохая. Хорошая
новость это то, что почти половина всех детей незамедлительно превратятся
в ваших сторонников, Вы начнете программу, и они тогда же начнут сотрудничать.
Что делать дальше? Расслабьтесь и наслаждайтесь Вашей удачей! Плохая новость
заключается в том, что оставшаяся половина детей мгновенно перейдет в категорию
тестеров. Вначале Вам будет тяжело с ними. Они будут испытывать Вас, чтобы
увидеть, если Вы действительно имеете ввиду сотрудничество с Вашими
новыми идеями. Если Вы будете придерживаться Ваших принципов, накануне
взятых на вооружение, при этом не споря, не крича, не ударяя, Вы получите
подавляющее большинство этих маленьких тестеров, которые перейдут в первую
категорию в течение 7-10 дней. И тогда что? Вы начнете радоваться Вашим
детям снова».
Автор описывает ряд очень важных моментов, которые нам
всем следует усвоить и запомнить.
Без осознания этих факторов, применение метода
будет затруднительным, и успех не будет достигнут.
Существуют два вида проблем, с которыми мы постоянно сталкиваемся,
занимаясь своими детьми. Первая группа проблем включает неправильное поведение
ребенка, скажем так, от слегка раздражающего до отвратительного, например
– неуважение к родителям или к окружающим, хныканье, поддразнивание, «тантрумы»
(вспышки гнева, ярости), крики, споры, «надутые губы» и т.д.
Эту группу автор называет «стоп»-поведением. Вторая же группа состоит
из положительных действий, таких как умывание, уборка своей комнаты, подготовка
домашнего задания, уважительное отношение к другим, изучение чего-то нового,
чтение и т.д. Ее автор называет «старт»-поведением. Естественно, что первые
вещи мы хотим остановить и искоренить, вторые же - привить и поощрить.
В суматошной повседневной жизни мы таких разграничений не делаем.
Но для дальнейшего понимания необходимо будет это сделать. Дело в том,
что для этих двух видов проблем используются разные тактики. Для «стоп»-поведения
следует использовать метод «1-2-3», а для «старт»-поведения существуют
семь тактик, которые могут быть применены по-отдельности, либо в разных
комбинациях. Эти тактики таковы: похвала; простые просьбы-требования; кухонный
таймер; поощрение/урезание; составление таблицы, схемы, графика; естественные
последствия и вариации 1-2-3. Почему существует разница в выборе
стратегий. Ответ лежит в понятии «побуждение». Сколько времени понадобится
Вашему ребенку, чтобы прекратить плохое поведение, если он получит соответствующий
настрой? Одну секунду. А сколько времени необходимо для поддержания хорошего
поведения? Съесть завтрак, например? 15 минут. Подготовиться к школе? 30-40
минут. Подготовиться ко сну? 20 минут. Таким образом, для «старт»-поведения
Вашему ребенку нужно более сильное побуждение. Поскольку требуется сначала
начать что-либо выполнять, затем продолжить начатое и, в конечном итоге,
закончить занятие, приближающееся к концу. Конечно, сильный настрой должен
быть, в первую очередь, у родителей, которые управляют всем этим. Если
Вы захотите использовать в последнем случае лишь метод «1-2-3», то Вы не
добьетесь оптимальных результатов. Счет побуждает ребенка выполнять требуемое,
но это длится от нескольких секунд до нескольких минут.
Поясню выведенное автором на собственном примере: после
обеда мне приходилось постоянно упрашивать сына лечь спать; мои объяснения,
обещания, требования лились как из рога изобилия. Не помогало. Как я стала
считать, мой сын на счет два уже запрыгивал в кровать, при этом он успевал
тронуться с места, пробежаться по гостиной, затем по длинному коридору
и вбежать в свою спальню. Невероятно, но факт. Лежал же он в постели всего
несколько секунд, затем вставал и начинал прыгать на кровати, сползать
на пол, подтягиваться. Я опять начинала считать. На счет 1 он падал на
подушку, на счет 2 укрывался. И делал он это с интересом, азартом: успеет
или не успеет. Ведь надо успеть! Через пол минуты, опять вставал, возился,
суетился... Следовательно, так и просится комбинация разных тактик.
Скажем, вежливое требование в сочетании с похвалой за осуществленное к
тому моменту действие или с предлагаемой помощью укрыть одеялом, поправить
подушку. А также пару нежных фраз перед уходом: «Ты заснешь и увидишь сладкие-пресладкие
сны. А чтобы легче было засыпать, закрой глаза, сосчитай до десяти, и сон
придет к тебе в гости. Ты с ним познакомишься!»
Из всех 7 тактик больше всего мне понравился метод, основанный
на поощрении. Его суть такова: если ребенок выполняет работу, Вы ему платите
за это; если же работу выполняет вместо него взрослый, то ребенок не только
не получает вознаграждение, но и лишается какой-то монеты (суммы). Конечно,
предполагается, что ребенок вначале имеет какие-то денежные фонды.
«Что такое дети?», - задается вопросом автор-психолог.
Задавались ли мы когда-либо этим вопросом, и пытались ли мы на него ответить.
Философское русло постепенно наполняется следующими авторскими рассуждениями:
Многие думают, что дети это маленькие взрослые, что они являются миниатюрными
копиями взрослых людей, что они разумны, чудесны и неэгоистичны. А раз
так, то достаточно им рассказать как нужно правильно себя вести, снабдить
их отсутствующей информацией, и все станет на свои места. Вот в этом-то
и кроется заблуждение. Иногда объяснения не имеют никакого воздействия.
Чаще всего это выливается в так называемый синдром «разговор-убеждение-спор-крик-удар».
Автор приводит прекрасный пример данного синдрома: Ваша дочка делает то,
чего Вам не хочется, чтобы она делала. Вы читаете книгу о дисциплинировании
детей, где говорится, что в подобной ситуации Вам следует провести беседу
независимо от того, сколько времени на это уйдет. Вы пытаетесь объяснить
ребенку, что это неправильно, так нельзя поступать. Она продолжает делать
то же самое, и Вы настаиваете на правильном действии. Когда и эти попытки
тщетны, т.е. убежденность не достигается, выполнения не предвидится, Вы
начинаете спорить с Вашей маленькой дочкой. Спор приводит к крику, и, когда
и с помощью этого способа не удается поменять ее поведение, Вы понимаете,
что не осталось ничего другого, кроме как ударить ребенка, что Вы и делаете.
В 99% случаев родительского визжания, шлепанья и дергания своего чада родители
впадают в состояние «тантрум». Любимая стратегия оказывается недейственной,
разочарование охватывает Вас всесторонне, все это сводит Вас с ума, и Вы
начинаете бить.
Много лет назад один писатель сказал: «Детство это период
преходящего психоза». Имеется ввиду то, что дети рождаются наивными
и эгоистичными, и задача родителей и учителей – преобразовать их в противоположность.
И следует эту миссию выполнять терпеливо, последовательно и мягко. В первую
очередь, надо отречься от определения «дети это маленькие взрослые либо
простые маленькие компьютеры», и представить себя дрессировщиком диких
животных. Этот подход автор называет «познавательным шоком». Выбрать метод
и с максимальным терпением применять его к своему ребенку, пока не
будет проблеска, подвижек. Ведь укротители в цирке именно так и поступают,
своей настойчивостью они добиваются результатов. Объяснять почему именно
так делать плохо, а иначе – хорошо, выглядит прекрасно, но не следует переусердствовать.
Достаточно один раз пояснить, поскольку слишком много разговоров утомляют
и раздражают ребенка. По мере их взросления следует вводить больше обоснований,
пояснений. Я была поражена, когда мой 4-летний сын стал объяснять своей
подружке, пришедшей к нему внезапно в гости, правила поведения в доме,
которые я ему талдычила столько раз, а отдачи не видела. Он рассказал скрупулезно,
до какой черты можно ступать обутым, почему нельзя дальше передвигаться
в обуви, как мама трудится, моя полы, и где должна стоять грязная обувь.
Ну прямо лектор с просветительской лекцией или артист, доносящий до девочкиного
слуха и сознания не только мамин текст, но и мамину интонацию с нотками
возмущения. «Значит знает, еще как знает, почему же сам не выполняет?»,
- словно обожгло меня. Ответ я нашла в этой же книге.
Продолжение: часть
3
Виорика ЧУМАК
Написать
автору