Это у нас используется модель «кнута и пряника», они же, канадцы, мыслят
по-другому, они просто обучены, проинструктированы иначе. Как аксиома в
математике принимается без доказательства, так и инструктаж обсуждению
не подлежит, и точка.
Первый мой вопрос, адресованный заведующей Центра Родителей и Детей (Семейный
Центр), был таков: «Как наказать ребенка, который впадает в состояние "тантрум"?».
Ответ:
«Его не надо наказывать, с ним не надо говорить, на него не надо обращать
никакого внимания, просто оставьте его в покое».
Вопрос: «Может быть дать ему пару раз по попе?»
Ответ:
«Ни в коем случае, - с подозрением посмотрела на меня маститый педагог,
- Вы же ему сделаете больно».
Вопрос: «Но ведь он может все вверх дном перевернуть».
Ответ:
«Ну и что? Если Вы не хотите, чтобы он делал это в гостиной, отведите его
в детскую комнату, и пусть он там сам успокаивается, как может».
Вопрос: «Но мои нервы порой не выдерживают, хочется остепенить его».
Ответ:
«Если Вы не можете совладать с собой, закройтесь в ванной или в туалете
и успокойтесь».
Вопрос: «Но у нас скорее ребенка закроют в кладовку или в чулан, а впредь
будут пугать его темным чуланом».
Ответ:
«Это не гуманно».
Мое любопытство брало вверх: «Но может быть его в угол поставить, ведь
у нас так принято говорить: становись в угол, лицом к стене, руки вверх?»
Ответ:
«Да Вы что? Ему же будет неприятно, неудобно. В угол – можно, но только
на стульчик посадить».
Наверное, все это вызывает улыбку, а у некоторых даже гомерический смех,
но доля правды в этом есть. Ведь дурной пример заразителен. Если ребенка
постоянно наказывать щелбанами и «взашеями», поднимать на него руку и так,
и эдак, он не только начнет бояться этой руки, но и сам будет на своих
сверстников поднимать руку и палку, считая, что это хорошо и правильно
(по принципу: прав тот, кто сильнее), поскольку так поступают родители
и прародители, то есть люди из непосредственного его окружения. А кто этого
не делает, тот - слабак и трус. И ведь лучше первому успеть ударить, тогда
ты герой, а не побежденный со слезами на глазах. И тогда родители начинают
обратный процесс - кропотливую работу отучивания ребенка от применения
силы. Ведь алгоритм поведения карающих родителей чаще всего впечатывается
в сознание.
Мне запомнилось, как я в первый раз сильно отшлепала моего динамичного
и любопытного сына в возрасте полутора лет. Как это было? Вдруг в какой-то
момент он схватил стул и резво подтолкнул его к раковине. Встав на стул,
включил воду и стал мыть посуду. Ему очень нравилось это занятие, и делал
он это не в первый раз. Понятно, что мама потом все перемывала. Но у него
была необъяснимая тяга водить губкой по посуде и поднимать «чистую» кухонную
утварь на стойку. Безусловно, меня это раздражало, поскольку хотелось быстрее
все перемыть, сложить. Но когда он разбил чашку и разлил пакет молока,
мое терпение лопнуло, и я надавала ему по попе от души. До сих пор жалею,
что так поступила. Ведь он с таким удовольствием выполнял эту работу, был
такой довольный, что, наконец, дорвался, и тут такая беда. Но ведь это
все произошло по неосторожности и невнимательности. Так вот, поскольку
мы все задним умом крепки, я подумала что, если бы я тогда его спокойно
сняла со стула, отвела в его комнату, а сама закрылась в ванной, то не
жалела бы впоследствии, что вышла из себя. А если бы в этой ванной комнате
висела боксерская груша или стоял японский манекен для битья, а я, одев
боксерскую перчатку или взяв в руки биту, разрядилась бы, то спокойно продолжила
бы общение с ребенком.
Будучи постарше, дети запоминают такие моменты. Они помнят и ремень, и
«Святого Николая» (посох Деда Мороза), и оплеухи. И даже начинают спрашивать
открыто, провинившись: «А ты меня бить не будешь?»
Однажды я спросила одну канадскую маму, как она поступает, когда дети играют
на ее нервах. Она мне сказала, что если это происходит дома, то она не
реагирует. В том случае, если она взвинчена, она уходит в соседнюю комнату
и приходит в себя. Если же это происходит на публике, она либо хватает
ребенка двумя руками: одной за грудки, другой за живот и держит его, пока
не проходит тантрум, при этом он машет руками и ногами во все стороны,
визжит, что есть силы; либо оставляет его в покое, отворачиваясь и не говоря
ничего; либо хватает его с силой, усаживает в коляску и быстрее уходит
из общественного места. Конечно, последний способ самый удачный, первые
же два привлекают внимание публики. Ребенок эпатирует прохожих, собираются
зеваки, а их достаточно много, равно как и желающих высказать свои соображения
по этому поводу, поделиться собственным опытом. Другая мамаша сказала,
что многие граждане за то, чтобы внесли поправку в закон («по попе можно
бить»), но на мое изумление тотчас отреагировала: «Так чтобы не было больно
ребенку (mild spanking)». Тогда вообще зачем бить? Ведь посредством битья
наказываешь. Этакий нормальный воспитательный момент. Уверена, что все
они говорят на одном и том же языке.
Чтобы было предельно ясно, поясню происходящее со ссылкой на Федеральные
(Канадские) Законы. Раздел 43 Уголовного Кодекса гласит: «Родители, учителя
и другие воспитатели не будут считаться виновными, если применяемая сила
с целью исправления поведения ребенка является разумной при тех или иных
обстоятельствах». Одним словом, все упирается в каверзное слово “reasonable”
(разумная, приемлемая, допустимая). И поскольку не было понятно, сколько
ударов и какой силы включает данное слово, трактовок было много, а боязни
еще больше. Многим людям был вынесен судебный приговор за то, что они вышли
за пределы этого слова, а где проходит разделительная черта между «можно»
и «нельзя», решал суд. Исходя из этого, уставшие и запуганные родители
даже боялись подумать о трепке. Чтобы не ошибиться и не переборщить, люди
предпочитали говорить «запрещено бить». И ждали с нетерпением принятия
нового закона, в котором разрешат хотя бы шлепать по попе. В то же время
группы юристов, Канадская Ассоциация в Поддержку Детей, Молодежи и Закона,
другие детские организации яростно критиковали существующий закон, называя
его дискриминационным, негуманным, изрядно устаревшим. Ведь закону уже
больше века, он был принят в 1892 году. Таким образом, особенно в 2003
году, в Верховный Суд Канады поступило много писем, высказываний «за» и
«против», просьб о пересмотре формулировки.
Решение было принято 30 января 2004 года. Верховный Суд Канады принял так
называемый Закон о Шлепании, согласно которому родители могут использовать
физическую силу с целью воспитания своего чада. Однако, существует и ряд
оговорок. Основные из них таковы: телесное наказание должно быть легким;
для детей младше двух лет и для подростков применять силу строго запрещается;
при шлепании рука должна быть открытой, иными словами, шлепать можно только
ладонью; нельзя использовать предметы, такие как линейка, ремень; нельзя
ударять ребенка по голове и лицу; в школе телесные наказания - недопустимы.
Новые иммигранты должны хорошо усвоить это, дабы не иметь проблем с органами
правопорядка. Многое в этой стране рассчитано на здравый смысл. В том числе
и информирование. На первый взгляд кажется, что прохожим, соседям, людям,
спешащим на работу, нет никакого дела до тебя и твоих забот. Однако, звонки
в полицию поступают именно от них. Кто знает, чем закончится прогулка матери
с ребенком, если какому-либо зеваке-доносчику покажется, что Ваша поднятая
рука избила маленького ангелочка. Твердо могу сказать лишь одно: споры
насчет «бить или не бить» не прекратились. Сравнительно недавно Сенат начал
дебаты по вопросу внесения предложения о наложении запрета на любые проявления
телесных наказаний.
И напоследок: как происходит наказание в подготовительной школе в Канаде
(junior kindergarten; senior kindergarten)? Возраст детей: 4-5 лет; 5-6
лет соответственно. Если начинается непослушание, ребенка сажают на стульчик,
который стоит либо в раздевалке, либо в «предбаннике». Если же это не помогает,
то его отводят к директору школы, и он сидит в его кабинете до тех пор,
пока не придет мама. Конечно, последняя мера наказания считается очень
суровой и крайней, поскольку в этом случае родителям предстоит встретиться
с директором и обсудить ряд вопросов. У детей даже полюбившаяся фраза есть:
“Behave properly, otherwise you’ll go to the principal’s office”(«Веди
себя хорошо, иначе тебя отведут в кабинет директора»). Директор, как страшилка
для детей, но зато царит порядок. То же самое происходит в начальной и
средней школах.
А как же быть дома? Не пугать же опять директором, его кабинетом. Постоянно
закрываться в ванной тоже не дело. Должна же быть у них какая-то методика
воспитания. Оказывается, есть замечательный метод утихомирить детей, подчинить
себе, воззвать к порядку, к соблюдению режима, направить все в нужное русло.
Суть этого метода: 1 – 2 – 3. Он применим для детей в возрасте 2-12 лет
при соблюдении ряда условий. Но об этом я планирую рассказать в моей следующей
статье «ВОЛШЕБСТВО ЦИФР».
P.S. Вырастая, наши ангелочки узнают, что руку на них поднимать нельзя.
Об этом постоянно твердят в школе. «Закладывать» родителей стало таким
же привычным делом, как ходить в “McDonald’s”. Непослушных родителей многие
подростки ставят быстро на место. «Только попробуй до меня дотронуться!»
- предупреждают они. Стало модным запугивать родителей полицией: «Будешь
огрызаться, наберу 911, скажу, что ты меня ударил». Что, например, сделал
один колумбиец, которого регулярно злил его сын-подросток, буквально издевался
над ним? Он купил два билета в Колумбию, полетел с ним туда, и, как только
они оказались на колумбийской земле, надавал ему по всем статьям, то есть
за все, что накопилось за эти годы.
Виорика ЧУМАК
Написать
автору