2018-10-17
ЕленаПрегер

Елена Прегер. Трудный ребенок. Рассказ. По мотивам романа Эвелины Хаслер "Воскресный папа"

Трудный ребенок. Рассказ. По мотивам романа Эвелины Хаслер «Воскресный папа»


"Вы говорите: дети меня утомляют. Вы правы.

Вы поясняете: надо опускаться до их понятий.

Опускаться, наклоняться, сгибаться, сжиматься.

Ошибаетесь. Ни от того мы устаем, а от того,

что надо подниматься до их чувств. Подниматься,

становиться на цыпочки, тянуться. Чтобы не обидеть." 

(Я. Корчак)     

- У вас будет девочка, - спокойно сказал врач, поглядывая на молодую женщину сквозь очки.

- Правда? - обрадовалась будущая мама и погладила себя по большому животу.

Женщина брела по тихим улицам города и задумчиво улыбалась. «Хм, девочка. А что? Девочка - это хорошо, - размышляла она. - Банты, пупсы, платьица. Девочки спокойнее, чем мальчики. Они не играют в войну и не лазают по крышам, не рвут штанов и не издеваются над дворовыми кошками. С ними меньше хлопот. А еще - девочки обычно хорошо учатся. Одним словом, девочка - это будущая помощница, а потом и подружка».

Будущая мама ощутила легкий толчок и снова погладила себя по животу. По дороге она зашла в Магазин детской игрушки и купила большого розового зайца и мягкие пинеточки.

Солнечные лучи согревали воздух, а легкий летний ветерок освежал. В городском парке было тихо и безлюдно. Где-то в небе кружилась стайка белых голубей. В тени деревьев в красивой прогулочной коляске спал ребенок. Молодая мама, склонившись над ним, поправляла сбившуюся кружевную шапочку.

- Девочка моя, - шептала женщина, разглядывая спящего ребенка. - Когда ты вырастешь, то будешь самая красивая и самая умная.

Ребенок как будто услышал мамин голос и открыл глаза. Его пухлые губки свернулись в трубочку, и он смешно зевнул. Розовые пальчики ребенка сжались в маленькие кулачки, которые едва заметно вздрагивали над розовым одеяльцем. Девочка зашевелилась, недовольно нахмурила черные бровки и требовательно забила ножками в мягких пинеточках.

- Тише-тише, - зашептала мама и спешно покачала коляску.

Ребенок закряхтел и, силясь освободиться от ненавистного одеяла, раскричался так, что весь покраснел. Молодая женщина растерянно качала коляску.

- Ну что случилось? Тише. Шшш-шшш, - приговаривала она, но ребенок не успокаивался.

Проходящая мимо пожилая женщина угрюмо посмотрела на кричащую малышку.

- Какой беспокойный ребенок-то! Расшумелся на весь парк, - и недовольно добавила. - Нигде от вас покоя нет. Во дворе соседская ребятня кричит, а тут этот...

Молодая мама сжалась от упреков, вскочила и быстрым шагом направилась в сторону аптеки, раздраженно толкая впереди себя прогулочную коляску.

Прошло полгода. Девочка подросла и уже могла самостоятельно сидеть в детском стульчике.

- А сейчас мы будем кушать, - сказала мама и поставила небольшую пластмассовую тарелочку с кашей на стол. Ребенок сжал в кулачке маленькую ложечку и, что есть силы, плюхнул ее в манку. Бесформенные хлопья каши разлетелись по комнате.

- Опять двадцать пять! - с досадой воскликнула молодая женщина.

Девочка начала ползать, потом ходить. Она все время пыталась стянуть со стола ажурную скатерть, открывала дверцы шкафов и высыпала то муку, то сахар на чисто вымытый пол. Мать раздражалась.

- Твоя девочка вырвала несколько страниц из моей книги! – возмущенно кричала подруга молодой мамы. - Я ведь тебя предупреждала, что книга очень дорогая!

Женщина виновато опустила голову.

А девочка тем временем подошла к кричащей тете, улыбнулась и подергала ее за подол юбки. Мать невольно втянула голову в плечи и зажмурилась. Руки ребенка были перепачканы шоколадом.

- Ужасный ребенок! - неожиданно вырвалось у разъяренной подруги.

Стояла ранняя осень. Рыжая и веснушчатая. Земля покрылась пестрым ковром из желтых и багряных листьев. Погода все еще была теплой, и мама ежедневно выходила с двухгодовалой девочкой на детскую площадку. Как-то играя в песочнице, девочка случайно ударила лопаткой маленького мальчика из соседнего двора.

Малыш заплакал и бросился в объятия своей мамы.

- Что это за девочка у вас такая задиристая? - возмутилась мамаша, поглаживая ноющего сына по голове. - Как не придем на площадку, ваш ребенок кого-нибудь да обидит!

Молодая мама озлобленно потянула свою девочку за руку и потащила ее в сторону дома. Ребенок кричал, вырывался и бил маму по руке. Женщина остановилась, с силой притянула малышку к себе и отшлепала взбунтовавшуюся девочку прямо на улице. Ребенок сначала притих от неожиданности, а потом с новой силой принялся кричать еще громче. Мама схватила девочку на руки.

- Прекрати орать! - нервно рявкнула она.

- Ужасный ребенок... - услышала молодая женщина за своей спиной и, не оглядываясь, быстрым шагом вошла в свой подъезд.

Вечером, когда девочка уснула, женщина села на кресло и устало прикрыла глаза. «Ужасный ребенок... У меня, действительно, ужасный ребенок. Я хотела такую маленькую милую девочку. Хотела одевать ее в красивые платьица и гордо ходить по улицам города. Хотелось, чтобы все соседские кумушки любовались моей девочкой и завидовали, а она обижает детей, наводит беспорядки в квартире, заставляя меня краснеть“.

С тех пор, молодая мама стала оставлять девочку играть одну в небольшом палисаднике за домом, огороженным высоким забором.

- Мне нужно варить обед. Потом я буду убирать квартиру, - строго говорила она каждый раз. - Вот тебе игрушки, лопатки и куклы, играй сама.

- Песочек! - просила девочка, показывая пухленьким пальчиком на площадку.

- Нет! - категорично отрезала мать. - Ты не умеешь играть с детьми, ты их бьешь, обсыпаешь песком, и мне уже стыдно за тебя!

- Я не буду-у, - протягивала девочка.

Ее глаза наполнялись слезами, но строгий взгляд матери заставлял ребенка закусить губу и послушно браться за кукол с оторванными руками.

Девочка часами просиживала в неухоженном, поросшим бурьяном палисаднике. У нее не было ни сестер, ни братьев, ни подружки.

Из года в год ребенок сидел в одиночестве в заброшенном садике за домом с большим грязно-розовым зайцем в руках. От нечего делать, девочка отрывала пластмассовым куклам ноги или руки, бросала камни в птиц и кошек. Зимой она лепила кривого снеговика, отсчитывала пару шагов и с разбегу сбивала его. Таким своеобразным играм ребенка стали удивляться соседи. Мама же девочки вздыхала:

- Вот такой у меня дикий ребенок. Ни с кем не уживается. Слава Богу, скоро в школу пойдет.

Девочка с нетерпением ждала Первое сентября. Наконец-то она сможет вырваться из дома, надоевшего палисадника с его высоким забором, и наконец-то у нее появится настоящая подружка.

Школа находилась в другом конце улицы. Каждое утро, взобравшись на забор, девочка наблюдала за проходящими школьниками.

- Привет! - кричала она им вслед, но ученики не обращали на ребенка никакого внимания.

- Эй! Приве-ет! – еще громче звала она, но ребята, разговаривая между собой, казалось не замечали девочку с растрепанными косичками.

«Почему они не разговаривают со мной? - думала она. - Они, наверное, меня не слышат!“ И, отыскав в саду небольшой камешек, девочка бросила его в след удаляющимся мальчишкам.

- Ай! - вскрикнул рыжеволосый мальчик, хватаясь за голову.

- Привет! - весело прощебетала девочка, прищуриваясь от яркого солнца.

- Это ты камнями бросаешься? - спросил мальчишка, увидев за забором маленькую, широко улыбающуюся девочку. - Ненормальная!

Мальчик зло зыркнул глазами и погрозил ей кулаком. Девочка испуганно спряталась за штакетник.

Двумя днями позже, как обычно играя в палисаднике, девочка услышала приближающийся цокот каблуков. Отбросив в сторону стекляшки, она выскочила за ворота и увидела молодую, красивую женщину с маленькой беленькой собачкой на поводке.

-Собачка, собачка-а! - позвала девочка. Но чихуахуа даже не повернула головы в ее сторону, она бежала рядышком со своей хозяйкой, гордо подняв мордашку. Девочка подняла с земли камень и бросила в собачонку. Камень пролетел мимо, даже не задев малявку, а модная хозяйка собачки взвизгнула:

- Ты что делаешь, маленькое чудовище?

- Я не чудовище, - огрызнулась девочка.

Женщина сузила ярко-накрашенные глаза и с вызовом спросила:

- Сколько тебе лет?

- Шесть, - растерянно ответил ребенок.

- Понятно. Ты живешь в этом дворе? - презрительно поинтересовалась красавица.

- Ага!

- Хм. Значит придешь в нашу школу. Так-так. Мне надо тебя обязательно запомнить. А еще лучше записать! Хорошенький фрукт придет к нам в школу в этом году! - рассуждала женщина на непонятном для девочки языке. Но по тону и интонации ребенок понял, что накрашенная тетя чем-то недовольна. С того дня девочка больше не бросала камни в прохожих.

Первое осеннее утро, тревожное и долгожданное, наступило. Воздух, обдающий легкой прохладой, и искрящееся в капельках росы солнце напоминали о еще недавней беспечности. Белые банты, идеально отутюженное платье и крепко зажатые в руке астры. Девочка стояла на пороге школы и неуверенно теребила лямку новенького школьного ранца. Наивность и радость в широко раскрытых детских глазах и нескрываемая тревога в маминых. Хрупкая первоклашка с маленьким носиком любопытно разглядывала своих будущих одноклассников, и сердце, казалось, вот-вот выпрыгнет из груди. Взгляд девочки остановился на молодой красивой женщине.

- Ага, старая знакомая! - сказала женщина, сузив ярко-накрашенные глаза. - Я твоя учительница, приятно познакомиться!

Оглядев с ног до головы маму девочки, учительница с горечью в голосе спросила:

- Тяжело вам с ней?

Мать покачала головой и вздохнула:

- Да. Я так рада, что она теперь в школу будет ходить.

- Вы знаете, - шепотом сказала учительница. - У нас много в школе трудных детей, но ничего... Исправим...

Учительница подмигнула матери девочки.

- Первый урок нового учебного года в нашей школе будет посвящен вопросам толерантности, - сообщил директор, вглядываясь в лица учеников и их родителей. - Он пройдет под девизом: "Мы разные - в этом наше богатство, мы вместе - в этом наша сила".

Раздался гром аплодисментов. Прозвенел звонок, и школьники шумно разошлись по классам.

На следующий день девочка радостно бежала в школу. Она искренне не понимала, почему многие дети бредут в школу унылой гурьбой! Старшеклассницы с видом неизбежности гордо шагали на высоких каблуках, а девочки помладше завистливо на них поглядывая, семенили сзади.

- Садись вот сюда, - строго сказала учительница, указывая девочке на первую парту. - Будешь под моим постоянным присмотром. Так, дети. Берем карандаши и рисуем - чем вы занимались летом.

Учительница села за стол и неотрывно смотрела на девочку за передней партой. Первоклашка взяла в руки карандаш, сжала его в кулаке и неуверенно провела длинную неотрывную черную линию. От пристального взгляда учительницы у девочки вспотели руки, пальцы перестали слушаться. Высунув от усердия язык, девочка с силой надавила на карандаш и провела еще одну линию. С ужасом ребенок посмотрел на листок: остро отточенный карандаш разрезал, словно ножом, бумагу на две части. Девочка испугалась и прикрыла испорченный рисунок рукой.

- Что ты там прячешь? - сухо спросила учительница. Ребенок вздрогнул. Учительница стояла за ее спиной.

- Ничего, - промямлила девочка.

Учительница резко откинула руку девочки и выдернула часть разорванного листка.

- Так ты еще и врешь! - крикнула она, размахивая детским рисунком. - Бессовестно врешь!

На большой перемене девочка одиноко стояла у окна.

- Обманщица! - выкрикнул кто-то из ребят и показал язык. Еле сдерживая от обиды слезы, ребенок побрел по коридорам школы, низко опустив голову.

- Эй, ты! - услышала девочка и обернулась. Рыжеволосый мальчишка насмешливо смотрел на нее

- Думаешь, я тебя забыл? Эй, пацаны, идите сюда!

Один из мальчишек толкнул девочку. Второй незаметно ущипнул ее. Ребята обзывали, толкали и дергали ее за волосы. Девочка плакала, пыталась давать сдачи. Рыжеволосый мальчишка ударил ее кулаком в живот и прошипел сквозь зубы:

- Будешь знать, как камнями кидаться!

Прозвенел звонок.

Зареванная, растрепанная девочка вошла в класс.

- Что случилось? - ошарашено спросила учительница.

- Меня мальчишки побили, - прошептал ребенок, заикаясь.

- Да врет она! - выкрикнул мальчик с дальней парты. - Я видел, мальчишки просто играли, а она в одного пацана камнем швырнула, вот и получила.

Учительница, осуждающе покачала головой:

- Трудный ребенок…

С того дня девочку так и звали: «Трудный ребенок».

- Мама, ты знаешь, у нас в классе есть трудный ребенок!

- Да? Я надеюсь, ты с ним не играешь?

- Мама, это девочка!

- Тем более, золотко, обходи ее стороной!

Девочка сидела за партой одна.

«Я, наверное, не такая, как все», - думала она.

С ней никто не играл, не разговаривал.

«Здесь еще хуже, чем в моем садике за забором...»

Школьники на перемене старались задеть девочку, сделать ей больно. Ребенок защищался, размахивая кулаками, а дети смеялись и кричали ей в след: «трудный ребенок». Девочка один на один оставалась со своими обидами и чувствами. Она искренне не понимала, почему ее не любят.

Однажды, трое ребят из пятого класса догнали девочку после школы. С ними был сын молодой учительницы. Мальчишки свалили первоклашку на землю и долго били ногами по беспомощному тельцу.

Грязная, вся в синяках девочка прибежала домой и заперлась в ванной. Умывая разбитое лицо, она взглянула на свое отражение в зеркале. На девочку смотрели злые, налитые кровью глаза.

«Я – трудный ребенок. Меня нужно запереть в клетку. Я злая и некрасивая, - словно молитву повторяла она одними бледными губами, - я покажу им всем, какой злой и ужасной могу еще быть! Пусть теперь все меня боятся!»

Елена Прегер (Германия)

Дата первой публикации: 2008-04-24

Предыдущие рассказы Елены Прегер:
Чистый четверг
Первая в жизни машина

Музыка нас связала
Картина
Проверка на честность
Фотоальбом
Нарушитель спокойствия
Сельская учительница

 

авторизация
Регистрация временно отключена
напомнить пароль
Регистрация временно отключена
Copyright (c) 1998-2024 Женский журнал NewWoman.ru Ольги Таевской (Иркутск)
Rating@Mail.ru