2019-03-26
Виорика Чумак

Виорика Чумак. Свидание с Екатериной Великой

Портрет Екатерины II (1782) 

      «На троне баба - ума палата» 
        М.В. Ломоносов 
      «Тартюф в юбке и короне» 
        А.С.Пушкин 
«Императрица была нечеловечески работоспособна» 
 Историк Милена Бабич.
       Виорика Чумак: Как-то раз я решила просмотреть все фильмы с участием моей любимой голливудской актрисы Кэтрин Зета-Джонс. Каково же было мое удивление, когда  мне попалась на глаза видеокассета “Catherine the Great” (1995) с ее участием. Тогда, на съемках фильма, актриса еще не была голливудской звездой, но уже заставила обратить на себя внимание. Она блистала талантом. Она была очаровательна и миловидна. С кассеты на меня смотрела женщина с нежным лицом, сладкой скромной улыбкой, ангельскими глазами и непревзойденным внешним обаянием. Видимо, именно такой захотели увидеть немецкие продюсеры и режиссеры Великую Императрицу. Может быть, она была такой в молодости? Вопрос риторический. И разве так важны черты лица по сравнению с тем огромным следом, который она оставила в истории Великой Империи? 

       UFA/Patrola Films  сняли этот фильм для A&E Television Networks (исторический и биографический каналы), а не для кинотеатров  мира. Хотя не думаю, что кассовые сборы оставили бы желать лучшего. Кэтрин Зета-Джоунс, по-моему, играет превосходно. Ее внешние данные и удачные вхождение и вживание в роль  завораживает зрителя.

       Наверное, нет русского человека или жителя бывшего Советского Союза, которому не был бы знаком этот Высокий Титул. Здесь же, в Канаде, дела обстоят иначе. Основная масса граждан Канады, зная историю и географию своей страны, имеют лишь смутное представление о чем-то другом. А простой обыватель вообще далек не только от наследия других стран и народов, но и от знаний о существовании последних. История Российской Империи мало кого интересует на этом континенте. Вряд ли выходные дни будут использованы канадцами для посещения лекции о российских императорах или поиска соответствующей исторической книги в библиотеках города. А ведь в России есть, чем и кем гордиться, что показывать и чем поражать. Оказалось, что эту брешь можно заполнить. Развитие культурного сотрудничества между Канадой и Россией привело к заключению ряда контрактов и претворению в жизнь задуманного и подписанного. В 1998 году было положено начало партнерству, которое оказалось успешным, плодотворным и весьма познавательным. 

       Художественная галерея Онтарио (Art Gallery of Ontario - AGO), Музей изобразительного искусства Монреаля (The Montreal Museum of Fine Arts), Государственный музей «Эрмитаж» Санкт-Петербурга и Канадская Ассоциация помощи Государственному музею «Эрмитаж» (The Hermitage Museum Foundation of Canada) организовали три выставки с использованием коллекций «Эрмитажа». Первая выставка состоялась в 2001 году и была названа «Рубенс и его эпоха». Питерским музеем была предоставлена фламандская живопись семнадцатого века. Вторая выставка имела место в 2002-2003 гг и называлась «Путешествие в миф». Экспонировались французские живопись и скульптурное искусство конца девятнадцатого и начала двадцатого веков, от Гогена до Матисса. Как мы видим, первые две выставки были посвящены искусству Западной Европы. И вот, наконец, русская тематика. «Екатерина Великая. Искусство для империи» - третья выставка из этого цикла; она проходила с 1 октября 2005 года по 3 января 2006 года в AGO, Торонто. Затем она переехала в Монреаль, в Музей изобразительного искусства. 

       Средства массовой информации бросились освещать это культурное событие и посвящать читателей в таинства екатерининской эпохи. Интригующие названия и комментарии, можно было прочесть в публицистических статьях СМИ, на страницах специализированных журналов, в рекламных буклетах. Порой чрезмерные старания приводили к необычным выводам: «была создана для того, чтобы ходить по магазинам». Скорее всего, это есть ничто иное, как вольная трактовка, скажем, найденной мною фразы в журнале для членов AGO «Искусство значимо» (“Art Matters”): «Выставка изображает контраст между грандиозным планом Екатерины Великой, каким образом искусство может служить империи - с одной стороны, и личного эстетического обязательства по приобретению произведений искусства для ее собственного удовольствия и наслаждения - с другой стороны». 

       Броские лаконичные фразы в рекламных проспектах «Впервые на североамериканском континенте», «Никогда ранее не привозимые в Канаду шедевры» будоражат воображение читателя. Даже на маленьком галерейном билете я нашла фразу, которая безумно мне понравилась: «Наша миссия заключается в том, чтобы сводить людей и искусство, а затем смело заявлять «Искусство имеет значение»». А игра слов на сайте AGO, в философском изречении «Сила искусства и искусство силы…». Чем не перл? Это Вам не математика, где от перестановки слагаемых сумма не меняется. 

       А вот какие необычные закладки для книг были выпущены галереей: портрет императрицы и надпись под ним «В то время как многие девочки забавлялись куклами, она играла (с) солдатами». Имеется ли ввиду ее страсть к мужчинам, или помощь, оказанная солдатами при свержении Петра Третьего (ведь гвардейцы мечтали видеть ее на престоле)? 

       После бурной рекламы, посыпались одна за другой лекции: «Открытие выставки «Искусство для Империи»»; «Страсть к строительству»; «Русская Минерва: Екатерина Великая и эпоха Просвещения»; «Дорогостоящее искусство как символ власти»; «Картины для империи»; «Семья, друзья и юноши для постели»; «Мифология Империи». 

       Посетить выставку я собиралась 26 декабря. Мой план был таков: поскольку следующий день после Рождества это Boxing Day, и все люди ринутся в магазины за покупками, то в залах галереи будет мало народу, и я смогу спокойно побродить, посмотреть, почитать. В свое время «Эрмитаж» остался в моей памяти как нечто молниеносное. Будучи в Питере, так много хотелось увидеть, в том числе и пригороды, что путешествие превратилось в гонку. Я решила сейчас компенсировать упущенное, недосмотренное. Да, действительно, парковки возле супермаркетов были переполнены, люди окунулись с головой в крупные скидки; но от этого меньше народа в галерее не стало. Несмотря на то, что это были последние дни работы выставки, люди шли потоками, а залы с экспонатами были заполнены до отказа. 

       Мне предстояло посмотреть 5 мини-залов. Я сразу поинтересовалась, сколько обычно на это уходит времени. Мне ответили, что одного часа будет достаточно. Организаторы хорошо все продумали. Охрана (security) делала свое дело четко. Меня вернули несколько раз. Первый раз им не понравился мой большой кулек. Сказали, что я могу вынести экспонат. Второй раз, помехой стал цифровой фотоаппарат. Но, в итоге, все разрешилось благополучно, и я очутилась в первом зале. Правда, потом опять вернулась, поскольку сказали, что где-то там раздают экскурсоводов. На самом деле, желающим предлагали трубки, напоминающие дистанционки (remote control), называемые «аудиогидом». Проводили инструктаж, какой номер соответствует введению, какая кнопка - остановки и т.д.

       Канадская аудитория оказалась весьма заинтересованной и любознательной. Активно дискутировали, комментировали, порой возникали горячие обсуждения увиденного, столь горячие, что я не могла воспользоваться своим гидом, поскольку было шумно. Так что Екатерина Великая действительно покорила сердца торонтовцев и уехала удивлять монреальскую публику. Со 2 февраля по 7 мая она будет принимать гостей в Монреале, во франкоговорящем городе. Такая яркая, незаурядная личность не сможет оставить равнодушными ни англоговорящих, ни франкоговорящих канадцев. Тем более, что сюда она приехала в своей золотой коронационной карете (coronation carriage). Размер кареты таков, что на уровне моего носа было разве что колесо этой кареты. Вокруг кареты были поставлены кушетки, так что полюбоваться роскошью той эпохи можно было и сидя. 

       Карета Романовых была изготовлена в Париже, на гобеленовой фабрике, в 1716 году. Сделана из дуба, бука, ясеня и сосны; впоследствии позолочена. Использованы были также: железо, медь, бронза, серебро, стекло, кожа. Ткань была вышита серебряными нитями. А панели дверей - расписаны. Как тут не вспомнить древнее и хорошо забытое слово «лепота». Царская карета сильно пострадала во времена Второй мировой войны. Была отреставрирована в 1991 году. Во второй раз в истории покинула Санкт-Петербург. 

       Это был лишь один из экспонатов выставки, мажорный, поражающий и ослепляющий своей красотой. Всего было привезено свыше 200 произведений искусства: скульптуры, картины, мебель, одежда, предметы домашнего быта, ювелирные украшения. Одним словом, превосходная коллекция «Эрмитажа», в прошлом собрание Екатерины Второй, одной из величайших коллекционерок. Поскольку тема выставки - опыт императрицы по европеизации русской культуры, то в Торонто были доставлены живопись XVIII века Джошуа Рейнольдса, Джозефа Райта из Дерби, Анжелики Кауфманн, Жана Симеона Шардена (все это было приобретено императрицей для своего двора), а также проекты известных зданий в Петербурге и Царском Селе, документальное наследие государыни. 

       Можно было постоять возле длинных платьев (gowns) Екатерины Второй, рассмотреть их со всех сторон, а также послушать описание, нажав на соответствующий номер аудиогида, и приложив устройство к уху. Особенно привлекло внимание зеленое мундирное платье императрицы. Запомнились необычные шахматы. Из всех скульптур больше всего мне понравился бюст Петра Великого. Оригинальность заключалась в том, что одет он был в римскую одежду (не то тога, не то сагум), а на голове был лавровый венок (символ славы, триумфа), обычно надеваемый римским императором. И это было неспроста, ведь Екатерина Вторая была сильно увлечена римской культурой. 

       Она провозглашала себя наследницей и была в целом продолжательницей дел великого властителя Петра Первого. Она подражала ему. На картинах, изображающие победу русских войск в различных сражениях, было найдено место не только для государыни, как покровительницы военных баталий, но и для Петра Великого, положившего начало новой российской истории. А парадные портреты Екатерины, к которым она очень серьезно относилась и которые до мелочей продумывала, имели в обязательном порядке где-то сбоку, где-то рядом образ Петра Великого. Ведь он был первым главным инициатором преобразований и двигателем нововведений в стране.

    На фото: Портрет Екатерины II (1782)

 02  МАРТА 2006

Виорика Чумак, КанадаВИОРИКА ЧУМАК (КАНАДА, ТОРОНТО) 
о себе

Продолжение:
 Свидание с Екатериной Великой. Часть 2

ВСЕ ПУБЛИКАЦИИ ВИОРИКИ ЧУМАК: 
Дети, они и в Канаде дети 
Волшебство цифр. Часть 1 
Волшебство цифр. Часть 2 
Волшебство цифр. Часть 3 
Стрелы Купидона (День Святого Валентина в Канаде) 

Свидание с Екатериной Великой. Часть 2

Свидание с Екатериной Великой. Часть 3

ВСЕ ПУБЛИКАЦИИ О КАНАДЕ: РУССКИЕ В КАНАДЕ, ЖИЗНЬ В КАНАДЕ, ЗАМУЖ В КАНАДУ

авторизация
Регистрация временно отключена
напомнить пароль
Регистрация временно отключена
Copyright (c) 1998-2024 Женский журнал NewWoman.ru Ольги Таевской (Иркутск)
Rating@Mail.ru