Мои впечатления от поездки в Крым в июне 2014 года. Часть 5. Севастополь: жизнь в частном секторе и успешная в своем бизнесе хозяйка жилья
Начало
Часть 5
В Севастополе я попала в руки женщины, предлагавшей на автовокзале жилье. Оно было по другую (северную) сторону Севастопольской бухты, надо было сначала проехать на троллейбусе до площади Нахимова, сесть на катер (7 минут), а там хозяйка прокатила нас (меня и еще двух женщин – наверное, мать и дочь) на машине с местным таксистом (маршрутка идет минут 7). Жилье там раза в 3 дешевле, чем в Севастополе, и к тому же там дом, а не квартира, и море минутах в 5 ходьбы.
Это оказался дачный поселок, такой же, какие у нас: параллельные дорожки, с двух сторон дачные участки с домиками и огородами по 6 соток. Через одну на калитках висят объявления: «Сдаю комнату». Море недалеко и вдоль него тянется тусовочная улица, очень попсовая, в отличие от столичной Ялтинской Набережной. Рядом свежепостроенные 2-этажные коттеджи для отдыха. Мы вошли в огород хозяйки, и я увидела кошку – такую красивую, что сразу в нее влюбилась и решила остаться. Тут же тявкала еще какая-то шавка с одним клыком вместо двух. Она отрабатывала питание тем, что оповещала хозяйку о приходах и уходах постояльцев.
Мне выделили комнатку с отдельным входом из сада, с высокой полуторной кроватью и большим окном с антимоскитной сеткой. Рядом была летняя кухня: холодильник, плита, раковина внутри помещения, а столы – под навесом, прикрытые со всех сторон. Таких маленьких построечек было много по саду, они стояли по окружности, а посередине росли цветы, деревья, виноград, кусты, были дорожки. На своих 6 сотках хозяйка уместила … 20 человекомест, от 1 до 4 в каждой комнате с отдельным входом. Кухонь было 3, туалетов 4, душей 3, раковин много. Проведены вода, газ, канализация, есть WiFi. После летания по ялтинским красотам мне хотелось теперь не вставать с кровати и только спать головой к открытому окну.
Раньше С.В. использовала свои 6 соток с уклоном на садоводство. Но в последние годы сделала акцент на туристах и называла это «бизнесом». Такие простые с виду пенсионерки в ситцевом платье и панамке имеют обычно кругленький счет в банке, неплохо знают людей, энергичны и предприимчивы. С.В. потеряла мужа, сына (оба спились), но гордилась внуком; строительные и ремонтные работы доверяла знакомому, который качественно все делал (я могла это оценить). Выцапанный из украинского банка вклад она быстро, в последний день хождения гривны, успела пустить в дело – заказала окна, мебель, технику, сделала подарки сыну и невестке (повезло, потому что в Крыму много людей, кому украинские банки вклады не вернули – их будет возвращать Россия).
Мне нравилось говорить с С.В., она была молода душой. Узнав, что я танцую, позвала к себе показывать в ютюбе севастопольский академический театр танца В.Елизарова. Она потихоньку разбиралась в компьютере и собиралась зарегистрироваться с соцсетях.
- В Крыму большинство населения – русские, да? – спрашивала я.
- Конечно. Сталин после войны дал приказ отстраивать Крым, Севастополь, сюда поехала молодежь, в т.ч. и моя тетя. Отца у меня на войне убили. Я родилась в сорок первом. Тут после войны много пленных немцев было, они разбирали завалы, прочее, тяжело работали. Я хорошо это помню. Голодные, ободранные, кормили их плохо. Помню, прохожу мимо, я еще маленькая девочка, а они меня подзывают: «Ком, ком!», я их как-то понимала, если что поесть с собой было, иногда давала. А один немец, помню лицо его, сделал мне из спичечных коробков игрушечную мебель – стол, комод, вот так склеил их, хорошо получилось, ну, вроде как в благодарность. Я принесла домой, тетя увидела – начала ругаться: «Ты что? Они твоего отца убили! Не подходи к ним, ничего от них не бери!» – скомкала и выбросила его подарки. Я это хорошо помню. У меня это чувство, что немцы – враги, на всю жизнь осталось. Когда уже взрослая была, работала, послали нас в в турпоездку в ГДР, и вот сидим мы с девчонками в ресторане, и один немец, здоровый такой, подошел и пригласил меня танцевать. «Что делать?» – думаю, девчонки на меня смотрят, ну, встала, пошла, потом мы через его друга как-то чуть-чуть по-английски пообщались, немецкого-то я не знала. Ну и все.
С.В. советовала мне обязательно посетить 35 батарею – место героической обороны Севастополя в 1941-42 годах, говорила, без этого нельзя из Севастополя уехать, оттуда люди, плача, уходят.
Продолжение: Часть 6, заключительная