Настроения в Крыму (мои впечатления от поездки в Крым в июне 2014 года)
Часть 1 (начало)
Крым. Была там два раза, первый – в Евпатории, еще дошкольницей, в лагере «Чайка», помню отряд, в котором я была самой маленькой и многого не понимала, помню палату на первом этаже с балконом, на котором сушили ракушки, игру «Зарница», когда мы прятали флаг отряда в шкаф, а противники нашли его и сломали древко пополам. Помню смешное название Саки и как ехали по Крымскому перешейку, и море, казалось, плескалось под самым поездом. Потом 1998 год, Феодосия, музей Айвазовского, «Девятый вал», какая-то знаменитая скала-риф в море, Коктебель, матросы в белых рубахах и синих круглых козырьках с ленточками; по берегу моря ходила женщина, кричала: «Пирожки с малиной, с клубникой, с абрикосой…».
Прошло 16 (!) лет, весной 2014 потянуло в Крым, на 9 мая было бы лучше всего, но не вышло, и – ура – вышло в июне (когда очень хочешь, обязательно получается). Я уже почти и забыла, что такое Крым, все заграница да заграница, забылся романтизм плацкарта и завернутой в фольгу хрустящей курочки, все стало быстро: несколько часов – и уже на другом континенте, жаришь зимой белесое тело. Но теперь не хотелось никуда, кроме Крыма. «Патриотично», – говорили одни. «Правильно, надо крымчан поддержать», – говорили другие. «Подожди пока, пусть все успокоится», «За эти деньги можно за границей хорошо отдохнуть», – возражали третьи.
Но пока не об отдыхе, а о ситуации и настроениях в Крыму, это было мне интересно, я старалась общаться побольше с местными и узнать их мнение о последних событиях в Украине и о присоединении к России.
Сергей, смотритель детских аттракционов около моего пансионата: «Мне друзья из Украины звонят, говорят: «Как вы там?! У вас там воды нет, есть нечего… как вы выживаете?» Я отвечаю: «Да вы че, ребята, приезжайте, посмотрите, у нас все отлично, солнце, море, все есть. Мы теперь в составе Российской Федерации, она взяла нас под свою опеку». А у них там говорят, что в Крыму все плохо».
В.Г., пенсионерка из Севастополя, отдыхает с дочерью и внуком в Ялте, спрашивает меня: «Как у вас там народ отнесся к присоединению Крыма?» – «Абсолютное большинство с радостью, восторженно, хотя, конечно, нашлись и те, кто возмущался, что «украли» полуостров, но таких мало. А вы как, с радостью?» – «Да конечно, явка такая высокая была, человек 300 только против были». «Мы всегда считали себя Россией, – говорит ее дочь, – но когда в Украине все это началось, национализм, запрет русского языка, мы еще больше почувствовали себя русскими».
Мужчина, сторож дома-музея Чехова в Ялте: «А что мне думать? За нас теперь вэ вэ пэ думает» – «А вы считаете его умным, способным принимать правильные решения для страны?» – «Да, он трезвый, собранный, выдержанный, за него не стыдно. В Украине не было такого президента».
Музеи Крыма, например, Чехова в Ялте, царский дворец в Массандре, со слов их сотрудников, ждут теперь дополнительного финансирования из России, повышения зарплат, доступа в архивные фонды, открытия новых площадок.
Н. с дочкой, из Москвы, 17 лет имеют квартиру в Ялте, каждое лето проводят там, рассказывают мне, как добирались в мае на поезде: «Вместо 2 таможней, как было раньше, теперь 4 (выезд из России, въезд в Украину, выезд из Украины и въезд в Крым)… Шмонали все сумки, я уж думала, мое белье всему вагону покажут… Всех мужчин высадили… Старую женщину высадили… Из всего вагона несколько человек доехало… Хорошо, что плацкарт взяли, а то в купе что угодно сделают, деньги отберут – и ничего потом не докажешь… Не таможенники, – бандиты... Обращались просто по-хамски: «Выходи… давай шевели своими…»… Мы готовились заранее и знали, что надо иметь 30 тысяч на человека, а он нам: «У вас 54 тысячи есть?» Мы сказали, что к родственникам едем, он: «Докажи!» Проводница подошла, не выдержала, и говорит: «А как можно это доказать?» Я уж ей глазами показываю, мол, не встревай, промолчи, а то врежет… Сама себя сдерживала, лишь бы не сказать лишнего, не взорваться… Бог помог, каждый день его благодарю… Чудом доехали…»
Продолжение