В каждой книге можно найти героя, который будет нравиться, не смотря ни на что. Для меня таким персонажем оказался Клайд Грифитс - герой романа Теодора Драйзера «Американская трагедия». Он поразил меня до глубины души своим нестандартным поведением и разносторонним характером. Именно его психологический портрет я и хотела бы рассмотреть.
С самого начала герой производит приятное впечатление. Его внешность располагает читателя с самых первых строк. У него прямой, точеный нос, высокий белый лоб, волнистые блестящие черные волосы и черные глаза, «порою печальные». Мужественный тенор Клайда, не совсем характерный для молодого человека 21 года, очень располагает к себе окружающих его людей. Несмотря на свою бедность, Клайд Грифитс всегда одет опрятно и, можно сказать, по моде.
С детства Клайд показывает свою целеустремленность и трудолюбие, чтобы выбраться из мира нищеты. Это доказывает, что приоритетом для него является потребность в принадлежности к социальной группе, а именно к высшему обществу.
Родители смогли дать Клайду лишь религиозное образование, однако он никогда не был верующим человеком. Но и атеистом его назвать нельзя. Клайд сам себе на уме и переубедить его в этом нельзя.
Клайд Грифитс жил вместе со своими родителями, сестрами и братом. Однако взаимопонимания между родителями и детьми никогда не было. Они не смогли дать детям ни любви, ни заботы, ни образования, ни денег. Это, в большей степени, и поспособствовало уходу двоих детей из дому, что говорит и о ранней самостоятельности Клайда. Я не могу не отметить, что уход вызван еще и смертью девочки, отчасти и по вине того, что для Клайда большую роль играет мнение и советы других. Тогда-то он себя и проявляет трусом, боящимся ответственности.
Но Клайд не так плох, как может показаться на первый взгляд. Он действительно дружелюбный, коммуникативный и целеустремленный. В книге нам приводится достаточно много сцен его общения с друзьями, его отношения к посетителям отеля и его мнения по поводу будущего. Например, с друзьями он ведет себя открыто, постоянно улыбается и оказывает помощь, если его попросят. С посетителями отеля он очень вежлив, услужлив и добр.
Клайд никогда не сидит на месте и, можно сказать, что главным для него увлечением в жизни становится работа и увеселительно-развлекательные мероприятия богатых людей.
Данные факты пока что дают нам представление о том, что Клайд стремиться улучшить свое будущее, улучшить свое финансовое положение и понравиться всем, кому только можно.
Однако, я с уверенностью могу сказать, что Клайд чересчур эмоциональный человек. Его веселость сменяется на смятение, радость на агрессию, скромность на вызывающее поведение и невозможно объяснить, с чем это связано. Зачастую его эмоции переходят все рамки допустимого, из-за чего Клайд легко теряет самоконтроль над собой, что подтверждается ситуацией с гибелью его девушки.
Не смотря на это, большую часть времени Клайд находится в подвешенном состоянии, а именно он не может решить, что делает правильно, а что нет. Это доказывается сценами, когда его девушка сообщает о беременности. Или когда его начинают приглашать на различные мероприятия богатых людей, в общество которых он очень хочет попасть.
Клайд не придерживается никаких моральных норм и его отношение к женщине заканчивается либо на сексуальных отношениях, либо на деньгах, что мы видим в ситуации с Робертой – девушкой, забеременевшей от него и Сондрой Финчли – возлюбленной из высшего, богатого общества.
Я должна отметить, что, не смотря ни на что, Клайд оказывает помощь своей девушке в поисках врача для избавления от беременности (чего они хотели оба), однако для него не существует никаких принципов, что доказывается тем, что женится он не собирается. С одной стороны его можно понять и пожалеть, но с другой стороны он уже становится потенциальным убийцей, причем во второй раз.
Я смело могу сказать, что Клайд Грифитс – лгун. Причем обманывать он начал с самого детства. Конечно, здесь вина не столько его, сколько его родителей, которым дела до него не было. Можно привести достаточно много примеров вранья, которое имеет место быть на протяжении всего романа: вместо работы он посещает бары и проституток, а родителям говорит иное; вместо того, чтобы признаться, как на самом деле произошла трагедия, он уезжает и скрывается под другим именем; вместо того, чтобы быть с девушкой, он находится в высшем обществе и старается привлечь внимание другой. Однако из данных мелочей и складывается «неправильная» жизнь, которая впоследствии приводит Клайда к трагедии.
Клайд – это человек «выгода». Он никогда не сделает то, что не принесет ему никакой пользы. И данный факт уже появляется тогда, когда его допускают к тому социальному положению, в котором он хочет быть. Доказательством моему высказыванию может служить нежелание жениться на беременной девушке, так как в высшем обществе у него есть объект вожделения. А точнее есть та жизнь и те богатства, которые родители ему дать не смогли.
Для Клайда любая трудность – это нечто новое в жизни, однако осознание того, что может что-либо не получиться вводит его в некое паническое состояние. И опять же тут примером служит нежелательная беременность Роберты, от которой невозможно «избавиться».
Чувства других Клайда не особо задевают, если он к человеку равнодушен. Поэтому в какой-то степени его можно назвать черствым. Однако, отношения его с Сондрой Финчли назвать таковыми нельзя. С ней он нежен, очень мил и спокоен. Не могу категорично утверждать, что на это влияют деньги, но по характеру Клайда складывается именно такое впечатление.
Вести двойную жизнь считается для героя романа нормальным. Конечно, с одной стороны просто удовлетворение своих мужских потребностей, а с другой – деньги и счастливая, беззаботная жизнь. И, тяготея ко второму типу жизни, Клайд не задумывается о последствиях своей безответственности и безнравственности.
Несколько другим Клайд предстает перед нами во время поездки с Робертой на озеро, где хочет либо искупить свою вину перед ней, либо сделать так, чтобы она больше ему не мешала… Его эмоциональное состояние здесь подкашивается окончательно, так как злость берет над ним верх и решать проблему путем разговора он уже не желает.
Перевернувшаяся лодка дает Клайду шанс не спасать двух людей и выйти чистым из воды. И здесь мы видим жестокого «зверя», который своими руками погубил бывшую возлюбленную и будущего ребенка.
Но и эта ситуация не направляет Клайда «на путь истинный». Он вновь торопиться к высшему обществу, он вновь начинает врать. Даже при имеющихся прямых доказательствах против него он врет, что был не знаком с Робертой. Наверное, его легкомыслию пределов нет. Клайд нечестный, трусливый и безответственный человек, который делает все, чтобы не сидеть в тюрьме.
Надо сказать, что в данной ситуации мы видим покорного Клайда, который готов повторять все, что ему скажут адвокаты, лишь бы не быть признанным виновным в совершении преступления. Он учится контролировать свои эмоции и чувства, он учится быть сильным и мужественным. Он начинает верить в Бога, лишь бы не отвечать за свой поступок. Совершенная противоположность тому Клайду, который совершал преступление.
Он не раскаивается в убийстве ни перед адвокатами, ни перед судом, ни даже перед матерью. Тем не менее, Клайд проявляет искренность по отношению к священнику. Впервые Грифитс действительно искренен в своих чувствах и впервые рассказывает правду без капли лжи. Именно этих качеств и не хватало ему, чтобы избежать страшного преступления.
Подводя итог вышесказанному, мне бы хотелось структурировать психологический портрет Клайда Грифитса:
1. Детство. Открытый, целеустремленный мальчик, который знает, что заслуживает большего, который хочет помогать своим родителям и быть любимым среди определенного круга людей.
2. Подростковый возраст. Все такой же целеустремленный и коммуникативный молодой человек, который не умеет разбираться в людях, который живет по совету других, но набирается сил и отказывается от «неправильного общества». Постепенно идет к своей цели, пренебрегая необходимыми в жизни качествами, а в последствии забывший, что такое любовь, доброта и человечность.
3. Юношество. Жалкий молодой человек, не заслуживающий, на самом деле, ни капли сочувствия. Безответственный, безнравственный, но в итоге раскаявшийся убийца, чья жизнь и оборвалась на электрическом стуле.