Школа игры в счастливый брак
Эпизод третий, последний
Предыдущий эпизод
- Домой вернулись поздно, около двенадцати, еще что-то пытались смотреть по телевизору, но оба устали, а у меня, вдобавок, и абстиненция - я с утра не была в Интернете. И не читала Клуб, а без чтения Клуба день пропал. Ну, и письма на почту, тоже иногда интересно бывает.
Он смотрит заинтересованно:
- О чем письма?
Я отмахиваюсь:
- Да, о - личном, одна давняя корреспондентка вдруг решила написать и кое-что выяснить, из прошлого. А меня, медом не корми, дай повыяснять…
- Страсть к сплетням и интригам?
В голосе ирония, и я улыбаюсь:
- Во-во, она самая.
- Ну, а Эйнар что?
- А с Эйнаром у нас договоренность, что после полуночи я не «тики-такаю».
- Что-что?
Его рука с сигаретой замерла на полпути к губам:
- Да, это он так называет мое печатание на компьютере: «тики-таки». После полуночи его это особенно раздражает, а у меня - самый настрой.
- И как ты выкрутилась?
Прикурил, выпустил дым мне в лицо - за давностью лет забыл, вероятно, как это меня бесит. Отмахиваю дым, демонстративно, но он не замечает. Тогда продолжаю:
- Я не выкрутилась. Случился скандал. У меня нет нюха на его приближение, поэтому я каждый раз - в потерпевших, или в проигравших. В общем, в виноватых.
- В виноватых?
- Да - уговор есть уговор. И если я не прекратила «тики-такать» после полуночи, значит, я его нарушила. Обычно как-то проходило…
Но в этот раз Эйнара накрыла настоящая истерика. Он кричал, что я его не уважаю, что мне на него плевать, а он не может жить с женщиной, которая на него плюет. Что я - интернетно–зависимая идиотка.
Мой собеседник перебивает удовлетворенно:
- Ну, что я тебе говорил про уважение? Его отсутствие мужчина чувствует так же остро, как чувствуют голод.
Я, пораженная, замолкаю, думаю, но предпочитаю не отвечать, иначе можно скатиться в опасные для себя сравнения, и продолжаю:
- Как только я услышала это слово, идиотка», я вскипела и начала орать.
И я, в самом деле, начинаю кричать. В лесном кафе никого, кроме нас нет, так что можно было и проорать кое-что, особенно важное, для убедительности:
- Ты сам, старый и завистливый идиот. Я поэтому и не хотела идти к Франку, что знала, что после его концертов тебя всегда - всегда накрывает дикая зависть и ревность. Ты не можешь спокойно смотреть ни на этот красивый дом, ни на лужайку с работающими фонтанами. Ни на бассейн в огромном холле, ни на паровозики.
- Какие паровозики?
Я, отвлеченная от пересказывания собственной брани, неохотно объясняю:
- О, это – настоящее чудо: бегающие по игрушечным рельсам игрушечные составы, в точном масштабе, один к ста пятидесяти; бегают вокруг бассейна, мимо игрушечного, но, по-настоящему мигающего маяка, с одной стороны бассейна, через ворота крепости- замка - к другой.
Там тебе и скамеечки на тротуарчиках, и фонарики у скамеечек, и люди в вагончиках - дотронуться можно. И все это сказочное царство управляется Франком с пульта…
Перебивает:
- И что ты ему еще сказала?
- К сожалению, я ему много тогда сказала, - и я повторяю, в который раз ужасаясь собственным, неосторожно брошенным в такую, обычно родную мне душу, словам:
- Ты – ужасно завистливый и ненасытный. Я тебе сколько раз говорила - человек не может иметь все и в один момент: русскую жену, медицинскую практику, оркестр, где он играет на скрипке, рояль, на котором он играет соло и дуэтом, практически как профессионал. Курсы русского, куча друзей, поездки, дети и внуки. Нельзя преуспеть во всем, что-то будет получаться лучше, что-то хуже, а если человек практикует все сразу, то он не должен думать и переживать о результатах, все утонет в процессе. Человек, занимающейся всем и сразу имеет одно название…
Я на секунду замялась, а потом, все же, произнесла эти страшные слова:
Это называется - дилетант во всем. Нет? Не знаешь? Ну, так я тебе это скажу. Это именно так и называется.
Мой собеседник покачал головой, он осуждал меня или мне показалось?
- Ты его добила.
- Нет, - заверила я запальчиво, - нет, ты его просто не знаешь. Да, признаю, в тот момент он был похож на короля Лира, изгнанного из королевства дочерьми, но только с той разницей, что злость и обида зашкаливали за все границы. Покорности Лира в нем нет ни на йоту.
- Он плакал?
Я усмехнулась:
- Нет, что ты! Он никогда не плачет, слезы могут выступить, иногда, в теплую минуту, а в скандалах - он великий и могучий, груб до чрезвычайности, может и ударить, в ответ на мою пощечину ему, например, после слова «идиотка». Может оттолкнуть так, что отлетишь, а всего-то руки к нему протянула.
Теперь усмехается мой собеседник:
- Ага, протянула, после пощечины. Еще одну можно получить.
Он уже смеется, что-то вспомнил, наверное, и это его развеселило:
- Ну, и что, ты ушла? В темноту, в лес, к воде, как раньше? И плакала?
Я удивленно развела руками:
- Нет, вот, ты знаешь, это мне и хотелось рассказать, как я изменилась в отношении скандалов, спровоцированных из-за стакана воды.
- Стакана воды?
- Ну, да, так я называю скандалы из ничего. Ведь что такое произошло? Эйнар, в очередной раз, не смог справиться с приступом жажды жизни, почувствовал, что что-то проходит мимо него, то, в чем он может быть лучше и талантливее.
Он решил, что он бы был лучше на месте Франка, а это досталась тому, а не Эйнару, ну, вот, а кто рядом, как цель для разрядки от эмоций? Тот, кто слабее и незащищенней, кто не посмеется, а поддастся на провокацию и доставит ему удовольствие слезами и расстройством.
- То есть ты? Бедная овечка? И доставила?
- Да, начала, было, но Эйнар забрал подушку и одеяло, и пошел наверх, спать на софу.
- Ну, и отлично, «тики-тАкай» хоть целую ночь.
- Нет, во-первых, уже запал пропал, а, во-вторых, если мы уйдем в скандале в ночь, то утром проснемся тоже в скандале, это проверено. Скандал надо было заканчивать теперь, сейчас. Чтобы утро начать с чистого листа.
Странно было то, что обычно я начинаю скандал и долго кричу, а тут это случилось с Эйнаром. Я поняла, что мы так «вросли» друг в друга, что он перенял мои крикливость и обидчивость, а я - его желание уходить от конфликтов.
- И что же ты сделала? Уехала в Россию?
- Нет, я же сказала, что сама удивилась своей реакции, я поднялась наверх и начала его успокаивать. У меня в душе не было ни грамма обиды, было огромное понимание, распиравшее меня и требовавшее выхода. И я пыталась объясниться.
- Успешно? - В голосе моего собеседника слышу сочувствие.
- Не очень, сначала я что-то говорила, а Эйнар только повторял, параллельно со мной:
- Ты меня не уважаешь, у нас был договор, тебя интересует только Интернет и сплетни, больше у тебя интересов нет.
Это было бы даже смешно, в какой-то другой ситуации, словно мы исполняем оперу, не сговариваясь - когда в опере два героя параллельно поют, точнее, декламируют речитатив, каждый – свой собственный, разный текст - каждый о своем. А ты должен прислушиваться к ним, обоим, и все понимать, что достаточно сложно, но важно. Обычно в таких речитативах герои выражают себя, свою суть - обиды, тревоги, горе.
Но мне почему-то не смеялось. Мы говорили, как заведенные, продолжая обижать друг друга, потом сразу, одновременно замолчали. Эйнар долго смотрел на меня, я не понимала этот взгляд, терпела и ждала.
- Ты зачем пришла? - спросил он меня, наконец.
И я поняла: вот, она, моя минута, я ее получила, и тогда я сказала, что думала:
- Я пришла затем, чтобы сказать тебе, что я понимаю, что я - виновата. Я была не права, и наговорила много горьких слов тебе. А на самом деле, я так не думаю.
Эйнар продолжал смотреть на меня:
- И что же ты думаешь?
- Я... я... чувствую твою боль, и хочу тебе сказать, что ты - лучший. Ты - лучший доктор среди музыкантов, и лучший музыкант среди докторов.
В этих глазах напротив искренне удивление – он никогда не верил в меня:
- Неужели помогло? Такая грубая и бесстыдная лесть?
- Представь себе. Эта не грубая и бесстыдная лесть, а искреннее мое убеждение и мнение об Эйнаре.
Просто есть люди, которых надо постоянно хвалить и напоминать, какие они замечательные, тогда им становится легче принять несовершенство мира. И понять, что есть в жизни такие вещи, которые им не по зубам. Но это - не трагедия, так как в других вещах они преуспели, и много лучше других.
- И что Эйнар?
- Он резко успокоился, лицо размякло, расправились морщины, словно собранный и твердый кулак разжался, и из него выпало оружие. Эйнар опять начал что-то говорить, теперь уже оправдательное, извинительное, но я засыпала, свернувшись клубочком у него под боком, я предусмотрительно приняла снотворное. Я поняла, что перемирие достигнуто, остальное - завтра, на свежую голову.
Мой собеседник снова посмотрел на часы - я поняла, что надо спешить:
- А утром я проснулась от его поцелуев:
- С добрым утром, любимая! - говорил мне Эйнар. - Как я счастлив, что ты у меня есть. Прости за то, что было вчера.
Между бровями моего собеседника обозначилась складка - признак напряженной мысли:
- Ну, да? Прямо так и сказал?
В голосе недоверие. Прикидывает процент вранья и правды в моем рассказе.
Утвердительно киваю:
- Так прямо и сказал, и еще поцеловал, долгим поцелуем.
Уточняет:
- Взасос?
- Нет, мы давно не целуемся взасос, слишком много стало в отношениях нежности и заботы друг о друге.
- А какая связь?
- Не знаю… думаю, прямая. Взасос целуют, когда хотят утвердить свою власть, а нежно и долго, когда хотят покориться власти другого.
- Он улыбается:
- Интересное наблюдение, никогда не думал. А ты его не спросила, что это было такое - с воплями, оскорблениями и криками?
- Спросила.
- И что он ответил?
- Ответил, что он по линии наследственности со стороны отца – позЁр, то есть, любитель себя показать. А тут Франк - еще больший позЁр и любитель показов, можно сказать, профессионал, так как пианист всегда на виду, и всегда себя показывает. Ну, и взыграло ретивое… завистливое чувство. Сразу успокоиться не мог. Его оскорбило, что не он, а Франк тает в обожании публики, а я не прекращаю «тики-такать».
- То есть, его ранило неуважение?
Я тихо похлопала в ладоши:
- Гениально.
Собеседник удовлетворенно усмехнулся:
- Ну, и ты - молодец.
- Я знаю.
- Прощаемся?
- Да, пока.
- Еще придешь?
- Да, позови только. Тебя не заставлю я ждать. Ты свистни.
- Ладно.
Он знал, что я не свистну, и ему было больно не от того, что он бросил меня, пятнадцать лет назад, а от того, что я не просто пережила это, а еще и посмела учиться счастью в жизни с другим.
Я была ему не нужна, мы оба это знали, но интересна моя жизнь, проживаемая без него. Для сравнения. А мне было необходимо рассказывать ему о моей жизни с другим - тоже, для сравнения.
Не важно, что этот рассказ происходил только в моих мыслях.
Конец.