Новогодние традиции народов России
Новый год в России не раз менял свое календарное положение. До конца 14 века его отмечали с приходом марта как символ весны. Затем вплоть до петровских времен его наступление приходилось на 1 сентября и было связано со сбором урожая.
В 1699 г. высочайшим указом было велено впредь Новый год праздновать в ночь с 31 декабря на 1 января. Тогда же было положено начало европейской традиции украшать дома ветвями хвойных деревьев.
Воспринят сей обычай был не сразу, так как ель на Руси являлась символом траура. Потребовалось время, чтобы она превратилась в олицетворение райского дерева. До середины 19 в. Было принято обходиться ветвями и лишь на Новый 1852 год в Петербурге была установлена елка. Украшениями новогоднего дерева вплоть до революции 1917 г. служили фрукты, орехи, сладости, которые с радостью съедались детьми.
В царской России Новый год, в отличии от Рождества, не являлся семейным праздником. В это время было принято выходить в свет, устраивать маскарады и гуляния с фейерверками.
Неизменным атрибутом новогоднего застолья считался жареный поросенок. Он служил символом плодородия и достатка. Гусь с яблоками составил ему компанию в середине 19 в. Его появление ознаменовало скорый захват новогоднего стола пернатой дичью. Так было изжито давнее суеверие, что счастье под Новый год может улететь подобно птице.
После Октябрьской революции Новый год впал в немилость как буржуазный и поповский праздник. Его триумфальное возвращение состоялось в 1935 г., когда прошла первая кремлевская елка. И именно тогда появляется добрый Дедушка Мороз. Это прежний Морозко, или Мороз, которого в России раньше представляли как властителя зимнего холода с седой бородой, в длинной шубе и с посохом в руках. Теперь же он стал разносить подарки детям и класть их под елку. А вскоре у него появилась помощница – внучка Снегурочка, стройная белокурая девушка с длинной косой. Транспортом им стали сани, запряженные тройкой резвых лошадей. Дед Мороз не просто веселый старичок, в годы Великой Отечественной войны он стал героем антифашистских плакатов.
Спустя два года после победы - 1 января был объявлен выходным днем. В это время складываются знакомые всем традиции. Совсем скоро зажигаются знаменитые «Голубые огоньки», а на столах советских граждан появляется легендарный салат «Оливье». От изобретения Люсьена Оливье вековой давности осталось одно название. Новый «Оливье» отверг все излишества в виде рябчиков, вареных языков, раковых шеек и черной икры. До революции Новый год в богатых домах не обходился без игристых вин из Франции. В 1950-х шампанское вернулось, гордо неся название «Советское».
Советской реформе календаря Россия обязана исключительному явлению – Старому Новому году. В 1918 г. большевики перешли на григорианский календарь. Юлианский, которым пользовались во времена империи, отставал от него на 13 дней. Вот так 1 января по старому стилю переместилось на 14-ое и оказалось Старым Новым годом.
Надо сказать, что Дед Мороз отнюдь не одинок в стремлении делать новогодние подарки. В России у него множество единомышленников. Паккайне в Карелии, Хёл мучи в Чувашии, Ямал Ири на Северном Урале, за последнее время заметно подобрел Чисхаан из Якутии, прежде он только и делал, что насылал холодный ветер с Ледовитого океана. Их бурятский коллега Сагаан Убугун, его еще называют Белым старцем, предпочитает не простые подарки, добрых людей он одаривает богатством и здоровьем на предстоящий год. По легенде Сагаан Убугун уже родился стариком из-за проделок злых духов, но его самого это обстоятельство не озлобило. Ему посвящена отдельная буддийская сутра, считается, что Белый старец может общаться и с самим Буддой.
Удмуртский Тол бабай очень похож на Деда Мороза, у него тоже есть спутница – Лымынылу, которую он встретил во время долгих странствий. О пройденных путях напоминает его искривившийся посох. Тол бабай приносит детям подарки, но не в мешке, а в берестяном коробе.
Некоторые новогодние волшебники обзавелись настоящей свитой. Марийского Йушто Кугыза кроме веселой девушки Лумудыр часто сопровождают волшебница Юзо ака и родственница Бабы Яги Вувер ака. Самая, пожалуй большая и колоритная свита у татарского Кыш бабая. У него есть юная помощница Кар Кызы, которую иногда принимают за Снегурочку. Зимой они принимают гостей в своей резиденции в селе Яна Кырлый под Казанью в компании шайтана, местного лешего Шурале, дракона Аждаха и похожей на Бабу Ягу ведьмы Убырлы Карчик.
Новому году у татар соответствует древний праздник зимнего солнцестояния Нардуган. После него световой день становится длиннее, возвещая о приближении весны. В это время татарские девушки традиционно гадали, желая узнать, что принесет грядущий год, а дети ходили по улицам и распевали песни с пожеланиями благополучия. В русской традиции можно найти похожие черты в святочных гаданиях и колядках. Но это уже другая история.
Новогодний стол в новогоднюю ночь (избранные рецепты)