Светлана (maart), Швеция: Мои первые годы за границей
Доброго времени суток!
Не любитель я писать особо, но все же подтолкнула меня одна форумчанка, которая тоже в процессе адаптации в новой стране проживания, написать то, что вы прочитаете ниже, и не столько обсудить пишу, сколько просто рассказать. Не судите строго за стиль, слог или грамматику, нo надеюсь читать будет интересно.
А главная тема, которая побудилa написать - это изучение языка. Mой путь, мой опыт...
Я живу в Швеции три года, из которых 2.5 календарных года я потратила на школу (это время со всеми каникулами и праздниками). Приехала жить к шведу в 33 года. С переездом в другую страну не бросила создавать дизайн время от времени (печатная реклама) и даже снова стала писать картины после многолетнего перерыва. Поняла, что не могу без этого, иначе начинается "ломка".
Изучение языка с преподавателями, в школе - наиболее эффективно в моем случае. Это и дисциплинирует, и направляет, и весело в группе. Для живущих в Швеции я рекомендую фолькхёгскулa – это частная школа, где учатся как иностранцы, так и шведы. Такие школы имеют какой-либо профиль, направление. Моя школа имеет Балтийский профиль, что означает получение знаний не только о Швеции, но и о людях и странах вокруг Балтийского моря. Это также поездки в эти страны, сотрудничество, форумы и проекты между странами Балтики. За два года я ездила от школы в Сассниц, Берлин, Стралсунд, Потсдам, Росток, Хельсинки, Таллинн, Хаапсалу. Участвовала в форуме "Предпринимательство среди молодежи в Литве, Швеции и сотрудничество".
Принцип этой народной школы, где я изучала шведский язык интенсивно (курс так и называeтся интенсивсвенска) - освоение языка через общение, но не только в своем классе, но и во всей школе, где собраны различные курсы. Кстати наша школа очень популярна среди сеньеров (так тут называют людей, которые ушли на пенсию - ни в коем случае не называют пенсионерами). Они обожают всякие активитеты, лекции, беседы, совместные поездки, и школа дает такую возможность - жить активной жизнью. Я слышала, что многие боятся выходить на пенсию, потому что не знают, что будут делать…
Есть другие курсы, короткие и длительные, в том числе ”общий” (гимназия), но я уже не буду писать обо всех. Забавно, даже мотивационные есть, это как бы для тех, кто потерял интерес в жизни, с какими-то проблемами, им помогают выкарабкаться из своего "болота".
Школа активно привлекает различных людей для проведения каких-либо мероприятий в стенах школы. Это разного рода люди из области политики, спорта, бизнеса, музыки, театра и т.д., как обычные, так и хорошо известные.
Очень нравились мне наши "вылазки" на экскурсии, разного рода выставки, на природу как в нашем городе, так и по Швеции. По программе ходили в коммуну, городскую резиденцию, суд и т.п. Я человек любознательный и не люблю сидеть на одном месте, так что мне все это кстати.
Вспоминаю мои будни в школе… C 8 утра и до 15.30 (или 14.30), приходишь домой, покушал, передохнул - и за домашние задания, а это еще часа 3. Первый год голова пухла от изобилия информации. Я пришла со слабым очень уровнем, по сравнению с другими учащимися, которые жили в Швеции намного дольше меня и/или пришли в школу раньше меня. Но мне (всем новичкам) никто поблажки не делал, вся программа была для всех одинакова. Книги для всех одни, преподаватели объясняют для всех, не индивидуально, задания и тесты для всех одни. Я была немного в шоке, но увлечена, мне надо было тянуться и я "корпела" усиленно, kдmpade mycket.
Tретий термин уже был легче, ну а на четвертом я даже не всегда была в школе. Главное было сдавать все тесты хорошо. Мне посчастливилось принять участие в первом модуле Южно-Балтийского проекта, финансированного ЕУ, где моя школа - один из партнеров. Это было событие, как я не ожидала даже. Oрганизована была пресс-конференция, волновалась страшно, сказано было за день до этого, а говорить надо на шведском что-зачем-и-почему я в этом проекте. Когда я уехала в Германию на месяц для треннинга и практики в компании по своей профессии, мне друзья сказали, что во всех газетах "красовались" мы со шведкой из другой школы.
После я помогала немного в организации следующего модуля от шведской, принимающей, стороны (в проекте задействованы Германия, Литва, Польша и Дания), участвовала в семинаре. Я была очень рада, что меня пригласили! Учитывался мой опыт, безумно интересно было в команде уже "изнутри" проекта, а не как студент, а лидер проекта - невероянo позитивная и интересная женщина, с которой работа и общение - сплошное удовольствие.
Участие в этом проекте дал много положительного: знания, улучшение языков (шв., англ.), знакомства с интересными людьми, приглашения с презентациями на некоторые мероприятия (об этом проекте и о своей проф. деятельности дизайн-сервис) да и весело это, как любят говорить шведы.
Школа помогает проявить себя в чем-то, было бы желание. В моем случае, при ее поддержке были организованы две мои персональные выставки картин, которые я писала дома по настроению, а также выставила свои старые работы. Первую выставку провела скромно, а вторую готовили тщательнее и с большей рекламой, а вот подготовить что сказать на открытии - я забыла. Я знаю, что меня может переклинить в шведском то ли от волнения, то ли от боязни сказать глупость (моя преподавательница шведского будет присутствовать, и людей много пришло..). Ректор, замечательная умная женщина, приехавшая в Швецию из Латвии лет 12 назад, сказала мне тогда: и хорошо, что не подготовилась что сказать, не заучивала слова, говори просто - сердцем. И помогло! И "понеслась душа"... Еще один замечательный человек, шотландец, преподаватель, сказал мне потом: ты держала всех на своей ладони, так им было интересно на открытии выставки.
Главный урок я вынесла, было сказано одинаково двумя уважаемыми мною людьми - говорить от сердца.
С окончанием обучения в школе, с получением сертификата ”английский A, B” и ”шведский как второй язык”, языковая эпопея еще никак не заканчивается. Азы освоены, грамматикой подкована, дальше можно уже "боротья" самостоятельно в "большой и взрослой" жизни :)
Самое элементарное, что вошло в рутину, это чтение шведских газет. Каждое утро я читаю газету (не успеваю утром - читаю вечером), интернет публикации. Читаю что-то бегло (не факт, что все слова знаю, нo можно улавливать контекст), останавливаюсь на наиболее заинтересованных статьях и какие-то слова перевожу в словарике. Словарь всегда со мной - закачан в телефоне Шв-Рус-Англ., и в интернете на http://lexin.nada.kth.se/lexin/ - очень хороший словарь с грамматикой и примерами в предложениях (иногда слово само по себе может не совсем правильно истолковаться). Далее - ТВ хоть немного. Очень хорошо слушается Свериерадио где-нибудь в дороге, где обсуждают интересные темы и четко/понятно говорят.
Признаюсь, что за лето я расслабилась в плане шведского. Два месяца отпуска, из которых месяц - не в Швеции, но это простительно в данное время, надо себя побаловать :) Хотя и в Барселоне познакомилась со шведами, было здорово пообщаться. Но вот на Родине как "подсела" на русские фильмы, так до сих пор смотрю фильмы с русским переводом, надо закругляться с этим...
Работать начинаю осенью, шведский будет тренироваться, но английский меня "не отпускает". Или я его. Говорят, что нужно отбросить другие языки и сконцентрироваться только на одном - языке страны, иначе он будет тормозиться. Возможно... даже соглашусь. Но этот год удачно подкидывает мне интернациональные проекты, от которых не могу отказаться. Вот и приходится развивать два языка параллельно. Я не гений в языках абсолютно, мне реально надо напрягаться, но мне это интересно: тренировка для мозга плюс абожаю общатья с людьми из разных стран.
Возвращаясь к теме изучения языка в школе, хочу сказать, что cуществуют и другие школы и курсы для иностранцев, например государственные - Комвукс. Но частные народные высшие школы намного интересней на мой взгляд и по мнению моих знакомых.
Некоторые поспорят, скажут, что быстро начав работать, можно добиться того же, только еще и деньги платят. Возможно, но на рабочем месте требования другие. Есть конечно такие, кто считает обучение языку целых ДВА года - это пустая трата времени, с гордостью говорят, что хватило 5 месяцев в начальных курсах для иностранцев. Последствия такие (не мои заключения): даже через много лет, работая эти годы, люди совершают простейшие ошибки и в целом словарный запас скуден. Но если этот момент чисто индивидуален, то другой очень серьезен, а именно: сейчас очень важно, чистая бюрократия, получить аттестат, который дает возможность работать или учиться в дальнейшем в Швеции. А такой аттестат не дает элементарный языковой курс СФИ, нужно сдавать соответствующие экзамены. Совсем недавно рассказала мне приятельница, которая уже 11 лет живет в Швеции, закончила только СФИ (шведский для иностранцев), 10 лет работает в грунд школе, что ей пришлось сдавать экзамен по шведскому, за который она еще и платила (точно не помню - 200-300 евро), потому что она хочет "расти" дальше в карьере (работать в университете). Это конечно не значило, что она пошла учиться как я, она сдавала национальный экзамен самостоятельно, который проходит весной для всех желающих.
Мне мой швед сказал сразу, как это важно сперва учиться, подтвердить дипломы, получить местный сертификат - заложить фундамент, а потом уже следующий шаг в строительстве нового дома - работа, которую хочешь. Жизнь и примеры знакомых иностранцев подтверждают слова.
Как бы хорошо ни было с мужем, xорошо смотреть на мир шире, не только через призму родного мужа и в рамках стен своего дома. Мужья заняты работой, заботясь о благополучии семьи, и как бы часто или много мы бы не проводили время вместе, мы предоставлены сами себе тоже, и как мы решим использовать это время, решать каждому.
Чем быстрее вольешься в "тутошнюю" жизнь, тем быстрее и легче будет в будущем, и тем счастливее жизнь :)
Установка у всех разная, но я исходила и действовала из обстоятельств, своегo сердцa и разумa. Оборачиваясь назад и анализируя, что произошло за три года, скажу, что все виделось позитивно и таким же мне и возвращалось обратно! Такой вот обмен энергией.
Если муж разделяет стремления жены и дает возможность делать так, как она чувствует - это счастливые отношения и половина успеха. Половина, потому как далее идет реализация, действия.
Mое пожелание всем, кто в пути: шаг за шагом, в силу своих возможностей продвигаться в изучении языка и не отчаиваться, когда трудно - Все придет со временем; уважать людей с их укладом жизни, окружать себя приятными людьми, быть открытым новому и проявлять инициативу - положительная отдача не заставит себя долго ждать!
С уважением,
Светлана (maart), Швеция