Наталья Копсова (Осло, Норвегия)
Cоломоновы решения
или как делят детей в Скандинавии
(публикуется с сокращениями)
Наталья Копсова
В отличие от большинства стран Европы, где обоюдные родительские права в отношении детей после развода более менее детально прописаны и четко определены в законе, в России это всё ещё пока "терра инкогнита"*. Конечно же, и за рубежом время от времени мелькают краткие сообщения о российских и украинских матерях, пытающихся противозаконно вывезти собственных детей через границу, что в Западном мире обычно грозит не хилым тюремным заключением или крупным штрафом, как за попытку похищения гражданина страны. Похожие истории публикуют и о некоторых отцах, чаще всего арабско-бедуинского происхождения.
Только в России (в мусульманских странах действия отцов законодательно регламентированы шариатом, то есть не являются абсолютно нелегальными и сумасбродными), нескольким, уже умыкнувшим собственных чад в неизвестном для матерей и общественности направлении олигархам, не грозит совершенно ничего. Они продолжают спокойно проживать в столицах и даже с особой гордостью (вот как сумел наказать строптивицу! Пусть знает кто в доме хозяин!!!) демонстрируют себя на различных светских тусовках и умопомрачительных публичных мероприятиях.
Но вопрос о законодательстве и справедливости наконец- то становится актуальным и здесь. В конституции России (а ранее СССР) - высшем законе страны, записано чёрным по белому: "мужчина и женщина равноправны", да и Семейный кодекс тоже вроде бы гарантирует...
Интересная судебная практика, когда детей практически автоматом отдавали матерям, оставляя им на полный откуп решения о необходимости встреч чад с как бы нерадивыми и не обязательными по общему умолчанию отцами, всегда выглядела неким древним надзаконным матриархальным ритуалом, типа приношения девственниц в жертву Богу Вешних вод - по крайней мере, в глазах граждан Западных стран, которые недоумевают: почему русские мужчины так легко отказываются от каких-либо гарантий на постоянное общение с собственными детьми.
Чтобы помочь избежать изобретения очередного "нового велосипеда" в законодательстве страны (a нервозатратные родственные конфликты и страдания обычных людей при невозможности нормального общения с собственным ребенком уже переходят всякие границы, хотя и кажутся прессе банальными и малоинтересными) и внести свою посильную лепту в дело помощи людям, я и пишу эту статью.
Например в Скандинавии, где я живу уже 14 лет, детей до 3-х летнего возраста по преимуществу оставляют матери, а отец лишь забирает их на определенные дни, но без присутствия матери (её присутствие обговаривается особо, например в случае грудного вскармливания и т.п.)
В большинстве остальных случаев предлагается так называемый "делт умсорг", то есть время пребывания деток с мамой и папой делят ровно пополам: неделю у одного, неделю у другого. Комитет по равноправию полов следит за отсутствием нарушений в этом вопросе. Конечно же, при этом предполагается, что родители проживают в одном и том же городе и берут на себя обязательства обеспечить ребенку посещение одного и того же детского сада или школы, а также внешкольных кружков, музыкальных студий, спортивных и других мероприятий. Брошюры с описанием стандартных законодательных актов с вложенными в них бланками типичных соглашений свободно распространяются во всех публичных библиотеках и коммунах прямо на входе.
Здесь существует такой важный, с точки зрения закона, юридический термин как "момент передачи ответственности". В стандартном договоре, который подписывается обеими сторонами обязательно в присутствии "меклинга", то есть представителей коммуны (местного райисполкома), отвечающего за наилучшее и наиболее справедливое обустройство ребенка при разводе (без их подписи заявление родителей о сепарации и начале развода просто не примут), учитывается, что разводящиеся супруги часто, особенно поначалу, просто не в состоянии спокойно видеть друг друга, не говоря о нормальном общении. Поэтому в соглашении особо прописано, что, например, момент передачи ответственности для матери наступает с 15.00 часов пятницы (то есть сразу по окончании уроков в школе) и длится до 15.00 следующей пятницы. Дни каникул и официальные праздники с каждым из родителей чередуются следующим образом: если Рождество с мамой, то Новый год - с папой, а через год - наоборот.
И воспитатель детского сада, и школьный учитель - также получают копию соглашения и поэтому знают, какому из родителей звонить в первую очередь в ситуации форс-мажорных обстоятельств с их ребенком. Вывозить ребенка до 14 лет за границы страны, например на каникулы, возможно лишь с письменным соглашением от второго родителя, а там очень четко прописываются сроки и страны. Если соглашение не совсем было соблюдено и вместо оговоренного Диснейленда и музея динозавров дитя посетило Танзанию и Конго или другие еще более экзотические места, в дело можно смело вмешивать полицию. Даже простое, но частое запаздывание с доставкой наследника другому родителю также сулит малоприятное объяснение с властями.
Как отец, так и мать обладают полным правом ВЕТО на выбор школ и любых других внешкольных кружков для своих детей до 14- летнего возраста.
Если один из бывших супругов подозревает, что другой рассказывает порочащие его достоинство и репутацию истории ребенку, то он может обратиться в "Барневернет" - организацию по защите детей. Детский психолог побеседует с малышом, и эта серьёзная организация может вынести предупреждение о последующем ограничении времени общения с негативно настроенным родителем или общении в присутствии третьих лиц.
Наркоманы, алкоголики и заключенные также имеют право на установленные часы пребывания со своими детьми, но в присутствии представителя "Барневернет" или лиц его заменяющих. Та же организация может определить местом проживания детей приемную семью, если обоих родителей сочтет неадекватными воспитателями, однако чаще всего при всем при том встречи с родителями также будут иметь место, чтобы не нанести сильную душевную травму ребенку.
Однако самые частые скандалы и родительские разборки с привлечением адвокатов возникают, если бывшие муж и жена желают жить в разных городах или даже странах, чаще всего в связи с характером их работы.
В таких сложных случаях присуждают постоянное проживание с ребенком одному, а большую часть каникул и праздников - другому родителю. В этих соглашениях прописывают и особый пункт передачи ответственности, например в аэропорту или самолёте, а также кто кому оплачивает билеты и прочие расходы по доставке. Желание детей по вопросу с кем из родителей им хочется проживать, учитывается с 10 лет, однако до их 14-летнего возраста не является определяющим в деле. Лишь после достижения 14 лет сын или дочь вправе сами устанавливать место своего постоянного проживания и дни встреч с отцом или матерью.
Как раз сейчас в прессе идут жаркие споры о моральном аспекте в связи с созданием частной организации по похищению обратно детей, ранее незаконно увезенных из Норвегии, так как у местной полиции не хватает ресурсов на решение таких жестких вопросов юридическим или практическим путем.
Родитель платит примерно 1 мил. крон или более и выслеженное и усыпленное дитя ему возвращают обратно примерно в течение года после обращения.
Поскольку государство платит пособие на ребенка тому родителю, по адресу которого он постоянно зарегистрирован, то возникают многочисленные споры и об этом. В денежном отношении выгоднее, чтобы хоть на один день дитя проживало бы больше у одного из родителей. Отцы чаще всего уступают этот день или дни матери, они также чаще соглашаются на неполную неделю пребывания (рассчитывается количество ночей в доме родителя) и платят алименты за те дополнительные дни/ночи, когда дети не у них.
Тогда мать получает право также и на сокращенный налог 2-й категории.
Существует и другой стандартный договор, сразу предусматривающий постоянное проживание ребенка у одного из родителей (чаще матери), а также четыре дня/ночи на одной неделе и один день/ночь на другой - у отца.
Размер алиментов зависит не только от количества ночей, но и от доходов бывших супругов: если, к примеру, зарплата или доходы матери намного выше отцовских (и наоборот), то тогда второй родитель или совсем освобождается от выплат на детей, либо платит минимально.
Если же кто-то предпочитает скрываться от алиментов, то их начинает платить государство, и тогда нерадивый родитель становится должником уже самого королевства Норвегии. Это один из самых неприятных случаев претензии к человеку со стороны налоговых служб, а также может сильно подпортить персональную кредитную историю.
Обращения насчет проверки правильности расхода алиментов на ребенка случаются редко. Такая проверка производится лишь в случаях действительно серьёзных и обоснованных подозрений с предоставлением фактов и документов. К примеру "барне бидраг" (алименты) большие, а малютка плохо одет и явно не доедает, зато новый безработный бойфренд экс жены весь в "шоколаде" и частенько под наркотической "мухой". В жизни всякое бывает, но такое, к счастью, скорее экзотические, чем типичные случаи современного быта.
Безответственных отцов, предпочитающих дискотеки и беготню за новыми юбками ответственности за воспитание человека, здесь, как и в любой другой стране, также предостаточно. Мне просто не хочется писать о них.
Важно то, чтобы ни отцы, ни матери; ни, тем более, дети не были бы несправедливо ущемлены в правах, поэтому всегда ищется компромисс. Хотя и при таком раскладе выбирать всегда приходится как бы меньшее из "двух зол".
Несмотря на то, что в отношении своей Родины я согласна со знаменитой мадам де Сталь, давным-давно написавшей: "В России такие просторы и такая во всем безграничность, что всё в ней теряется, даже самые великие идеи и творцы, даже само население", а все же надежда на скорое лучшее умирает, как известно, последней.
Поэтому от всего сердца желаю всем родителям, детям и прочим родственникам договориться о встречах - и встречаться как можно чаще и радостнее, пока мы ещё живы, и всё ещё можно исправить, всех успокоить и всем-всем пожелать большого семейного и родительского счастья.
Сияние северного норвежского неба
Фото:
1. Две первых зимних фотографии сделаны Erlend Sæteren
2. Виды зимней Норвегии "Сияние северного норвежского неба" выполнены Per-Andre Hoffmann
Наталья Копсова,
Норвегия
*терра инкогнита - неизвестная земля