odri
Вечное, нескучное
А любите ли вы Вуди Аллена,
как я его люблю?
Вуди Аллен и Скарлетт Йоханссон
А любите ли вы Вуди Аллена, как я его люблю? Глупо, конечно перефразировать Чехова, но Вуди Аллен мне всегда почему-то напоминает чеховских персонажей - маленький человек. Не любила я его фильмы, когда жила в России - какое-то мельтешение, невнятная речь. Поняла теперь, в чем дело: фильмы все были дублированные, а невнятная, заикающаяся речь - его, вудиалленовское, так сказать, ноу хау - это невозможно скопировать, а при дубляже - особенно.
А пала жертвой симпатии к его фильмам, благодаря душке Скарлетт Йоханссон. Вначале в "Match point", потом в "Scoop". Добрые чувственные очаровашки, которых она играла, демонстрируя изгибы сладкого тела, профиля, улыбки и, конечно, же невероятных сексуальных ГУБ, которые не описал только ленивый )).
И вот теперь третий прелестный "десерт": фильм "Вики Кристина Барселона" Vicky Cristina Barselona - именно так, без запятых и других знаков препинания. Фильм-песня сладкая, тортик йогуртовый, фильм- игрушка-музыкальная шкатулка, который хочется смотреть еще и еще и не уходить из зала после последнего кадра. Фильм - праздник и утешение. ))
История тривиальнейшая - курортный роман. Из крыловского: "Уж сколько раз твердили миру", ну, и далее по тексту: "Но в каждом сердце льстец отыщет уголок." ))
Не страшась ослабить ваше внимание от последующего просмотра, так как этого никогда не бывает много, рассказываю историю вкратце, со своими переживательными вкраплениями:
Две девушки-американки приезжают из Нью-Йорка в Барселону на каникулы. Беляночка и Розочка - беленькая и черненькая.
Черненькая - серьезная, на пороге Ph.d по каталонской натуре и культуре, влюбленная, но рациональная, без лишних эмоций и не любящая подвохов судьбы, в предвкушении предстоящего замужества с правильным мужчиной, работающим на немаленькой должности в "Global Enterprise", звонящим ежевечерне сказать "Люблю очень" перед сном и получающим в ответ: "Люблю тоже очень", подыскивающим дом с бассейном и теннисным кортом и докладывающим об этом и т.д и т.п.
Беленькая - неудачная актриса, снявшая фильм на 12 минут, сыгравшая в нем и ненавидящая себя и этот фильм, расставшаяся с любимым, вся в тоске, ожидании новых приключений, любви, боли, предательства или везения, но все философски принимающая и идущая навстречу превратностям судьбы.
Они поселяются на шикарной вилле в Барселоне, у тетушки Черненькой, которая пытается ввести девушек в мир искусства и богемы испанского города. В первый же вечер, в первой же картинной галерее повстречали они Испанца - он не мачо, грустный художник, весь себе, как о нем повествует тетушка: чудный брак, закончившийся вдруг скандальным разводом, о чем говорил долго весь бомонд города.
Но Беленькая не сводит с него глаз... Вечером того же дня девушки ужинают в ресторанчике и Беленькая снова видит своего Испанца. В это время подруге звонит Правильный мужчина, ей не до переживаний, она - счастлива в себе и своих ощущениях. Но тут к их столу подходит Испанец и начинается обычный банальный разговор:
- Вы - американки?
- Да.
- Я вас приглашаю на свою виллу в Овиледо, покажу картины, скульптуры, будем пить вино, развлекаться, любить друг друга.
Беленькая вся в сладостной истоме и готова уже сейчас следовать за Испанцем, куда он позовет, но Черненькая начеку:
- Кто кого будет любить?
- Ну, предполагаю мы все, трое, друг друга.
Он говорит о глазах и губах Беленькой, о красоте Черненькой, он обольщает обеих, просто они ему обе нравятся. А что, разве так не бывает в жизни?
Дальше идет вудиалленовский разговор, где он - все трое. Его мимика, жесты, заикание, его текст и режиссура, естественно. Герои препираются ни о чем. То есть, конечно, же, о чем: о морали. Но они заранее знают ответ, поэтому разговор вызывает смех у зрителей. Но это красиво. Это талантливо. Это жизненно и правдиво.
Кто из нас не имел курортных романов? Или кто из нас о них не мечтал? И кто из нас не закатывал глаза, отказываясь на предложение посетить мужчину, зная заранее, что мы этого хотим, но это не-при-ли-ч-но. А все, что бессовестно, то и сладостно, как говорили в фильме "Табор уходит в небо".
А главное, каков мужчина!
- Я заплачу за ваш ужин, поехали!
Что б я так жила!))
Девушки, конечно согласились: Беленькая уже влюблена, а Черненькая - в знак солидарности с подругой. Они летят на частном самолетике Испанца в городок Оливедо, и сказка продолжается дальше. Желтые краски зданий, чудные кафешки, цветочные базары - все как всегда на европейских курортах, но... Беленькую сражает желудочный недуг как раз во время постельной сцены, она остается в постели, в отеле на пару днeй, а Испанец продолжает соблазнять Черненькую, показывая ей исторические памятники, посещая вечер гитарной музыки его отца, гениального, но никому неизвестного поэта. Конечно, обольщение ему удается.
Девушка слабеет волей на глазах, и на последний звонок Правильного мужчины, прямо на его реплику:
- Я тебя люблю, - отвечает выключением телефона и фразой: - Ужасная связь.
На что, конечно же, следует банальнейший вопрос:
- А что это у вас щечки покраснели? боитесь сказать своему жениху, что вы вино со мной в кафе пьете?
Черненькая с нервным смехом отвечает:
- Нет, нет, это абсолютно нормально, что мне звонит жених в то время, как я сижу с посторонним мужчиной почти в полночь в кафе и пью вино.
Oни падают на траву прямо под деревом, не в силах сдержать бешеную страсть...
У Вуди Аллена мне больше всего нравятся диалоги: они афористичны, и их можно цитировать, как Козьму Пруткова:
Tак, например, Беленькая, когда приходит к испанцу в комнату, говорит:
- Я пришла только на 5 минут, выпить, поговорить - и в свою комнату спать. Испанец ее целует, она двигается вперед - (о! это надо видеть, с какой грацией, с каким соблазнительным скромным видом она продвигается вперед, к постели, говоря при этом):
- Конечно, я пришла к тебе, ты понимаешь, зачем. Но ты должен постараться не спугнуть мое состояние.
- Как я могу его спугнуть?
- Не знаю, это может быть что угодно, от неверного слова, до некрасивых трусов.
Мне хочется и дальше пересказывать фильм, но я понимаю - как всякий талантливый фильм теряет в пересказе. Скажу только, что в фильме появляется Пенелопа Круз, играющая бывшую жену Испанца - Марию Елену - абсолютно демоническая, колдовская женщина, нагнетающая страсти и дающая фильму импульс, интригу и состояние присутствия и борьбы Ангела и Дьявола, где Ангел - Беленькая.
История заканчивается красиво и счастливо для всех. Для каждого по-своему.
Черненькая вышла замуж за Правильного мужчину, храня в душе сладкое томление по незабываемой ночи с Испанцем.
Беленькая обрела себя и свой талант в странном треугольнике жизни-любви с Испанцем и его бывшей женой, впрочем, уйдя из этого треугольника, устав быть Ангелом.
Испанец и его бывшая жена остались в своих страстях, любви-ненависти и магнетизме, не отпускающем их друг от друга.
И помнится фраза, сказанная Испанцем в самом начале, Сцене искушения:
- Жизнь коротка, скучна и полна боли. Надо успеть насладиться, и дарить друг другу любовь.
Все это происходит на испанской земле, в жаркое летнее время, под легкую испанскую музыку. В фильме много искусства: церковь Гауди, картины абстракционистов, красивые испанские дома, лица, слова.
Вот, собственно, и все, что я хотела рассказать. )) Ходите в кино, которое является для нас важнейшим из искусств, как говорил Ленин.
Всем удачи.
Фотографии эпизодов фильма "Вики Кристина Барселона"
Вуди Аллен в Википедии