Засоня (Британия): За что я уважаю англичан и за что я их критикую
(в продолжение темы: Maya (Бельгия): Бельгийцы. За что я их люблю)
Приветствую уважаемых читательниц журнала. Прочитала с огромным интересом дискуссию, вызванную письмом Майи, и решилась, наконец-то, после многих лет чтения за кадром, попробовать высказать свое мнение, под девизом «Не могу молчать!». Огромное спасибо клубу за эту возможность общения с русскими женщинами.
Я живу в Англии уже десять лет, но так и не сумела создать свой круг общения с русскими дамами, причем сейчас уже даже перестала активно его искать, но с невероятным удовольствием читаю переписку интереснейших собеседниц здесь. Стало быть, все-таки чего-то не хватает. Мне очень близки показались мысли самой Майи, а также высказывания многих собеседниц о том насколько трудно бывает слушать злые выпады в адрес иностранцев, которые по каким-то непонятным причинам осмелились жить в той стране, которую мы осчастливили своим приездом. Мая также спросила о том, что другие «выехавшие» ценят или критикуют на новом месте жительства. Я бы хотела написать несколько (сотен) слов о том, как я отношусь к англичанам. К тем, которых разглядела в непосредственной близости... потому как другие пока в свой круг не пригласили или я сама от них держусь на безопасном расстоянии.
За что я уважаю англичан (про любовь не буду, они меня засмеют):
1. За то, что они единственные и неповторимые, других не будет, соотечественники моей семилетней дочери. По нерадивости и скупости я ей российского гражданства не сделала (пока, вот выиграю в лотерею, тогда посмотрим). Англичане для нее – «какие есть, родину не выбирают ...». Именно поэтому, так больно бывает слушать злые и часто необоснованные нападки на их «наивность, тупость, бескультурье, и, конечно, бездушие». Не только со стороны русских, но и иммигрантов из других стран. Спорить с такими людьми я уже давно перестала, никому не позволю убедить меня в том, что у моей дочки душа более низкого качества.
2. За предоставленную возможность получить специальность, о которой мечтала, сколько себя помню, - с тех пор, как в первый раз увидела Романа Быкова в роли логопеда-подпольщика с улицы «кой-кого» (Горького) - фефочка (девочка), скажи лыыба (рыба)... (Фильм «По семейным обстоятельствам» 1977). Поступала в Питере в педагогический три раза на факультет дефектологии, в конце концов, оказалась на филфаке СПБГУ, меня там одна знакомая, у которой мама логопедом была, просветила – рассказала про списки на коленях и про то, как легко поступающего завалить на устном экзамене по биологии. 15 лет (всего-то!) спустя, после семи лет жизни в Англии я решилась попробовать «в последний раз» - и меня приняли! Учиться мне осталось всего год, а потом начну учить-лечить ничего не подозревающих клиентов говорить с русским акцентом. Все мечты сбываются, некоторые заставляют себя ждать. Выхожу утром из автобуса на Бейкер Стрит (помните лучших в мире Холмса и Ватсона?) - и сама не верю, что все это со мной происходит в реальной жизни.
3. За то, что помогли мне узнать о себе и о своих проблемах и научили быть сильной. По молодости в России, я и не слышала никогда о послеродовой депрессии. Психотерапевт и психолог, после того как «закончили» работу со мной, наверное, отказались на некоторое время от заезженного вопроса: Расскажите мне о Вашем детстве. Чтобы лишний раз не напороться на многотомные рассказы о счастливом советском прошлом.
4. За то, что не воспринимают себя слишком серьезно, не все, конечно, не поголовно, но многие считают, что ничего не может быть хуже, чем высказаться о какой-нибудь насущной проблеме с великим апломбом – как важно не быть серьезным (the imporance of not being ernest). Как здесь уже предлагали, посмотрите на нового лондонского мера. Позволю себе от общего к частному – когда я только начала работать здесь секретаршей в университете, то меня мой профессор представлял всем кому не лень. Однажды приводит мужичка, вот говорит, просто лопаясь от распирающей его радости, нашел русского для тебя, в соседней группе работает. А мужичок ему – извините, дорогой профессор, я в России с секретаршами не общался, и здесь не собираюсь менять своих привычек. Повернулся и ушел, а опешивший профессор – долго извинялся, сказал «извини, я и не ожидал, что он таким серьезным окажется». С профессором до сих пор обмениваемся открытками на праздники, он подписывается «never too proud to talk to secretaries». Не боятся высмеять все на свете.
5. За то, что до сих пор лелеют эксцентриков, как национальное достояние, во всех слоях общества, в науке, культуре и искусстве. Я так думаю, что все это - от обостренного чувства собственного пространства, а что ты там делаешь внутри своего дома-замка (или о чем помышляешь внутри своей непутевой головы) – это твое личное дело. Обожают абсурдные комедии и авангардный балет.
Получилось очень длинно, мой талант – единственный ребенок в семье. Я совершенно не питаю никаких иллюзий по поводу чувств англичан ко мне, но у меня и к Родине была неразделенная любовь.
В продолжение длинной эпопеи...
За что я критикую англичан:
- за непреодолимое желание скучковаться, организовать клуб, закрытое общество. Сами про себя они шутят: в пустыне встретились два англичанина, организовались, на следующий день встретили третьего, сразу же попросили его заполнить несколько анкет, предоставить рекомендательные письма в двух экземплярах, пообещали поставить на очередь членства в их клубе ...
- за неадекватное болезненное отношение к акцентам. Сто лет спустя, живо определение Бернарда Шоу «стоит одному открыть рот, другой оскорбится». Скорее, стоит одному заговорить, другой моментально определит - сколько родители собеседника потратили на его образование, и не только напрямую в виде оплаты за обучение в частных школах, но и обходными путями – хватило ли денег, чтобы купить жилье в районе с хорошей государственной школой (я сама уже начинаю присматривать сарайчик для садовых инструментов, который сниму, чтобы почтовый индекс показать в школе, куда хочу отправить дочь). Из-за этого общество разделено вдоль и поперек, на север и юг, образованных и не очень. Перепрыгнуть из одной ячейки в другую мало кому удается, хотя мало кто и пытается. В прошлом году мой преподаватель по акустике речи пошутил: иностранцам повезло, по их акценту невозможно определить классовую принадлежность... зато по тому, какое, слово ты употребляешь чтобы назвать бумажную салфетку, туалет или как попросишь повторить не расслышанную фразу, любому понятно - КТО тебя английскому научил.
- за то, что очень многие терпеть не могут иммигрантов, сколько им не объясняй, что без нас некому работать будет, не слушают, при этом делают некоторые исключения для белых/христиан, что недовольных в моих глазах делает еще более непривлекательными. Большинство недовольных - сами давно не работают, недавно в Англии появилась семья, где третье поколение начало получать пособие по безработице.
- за патологическую нерешительность – прямого ответа на прямой вопрос очень трудно получить – это как национальная игра - кому удастся запутать собеседника до белой горячки в самые короткие сроки? Вбегаешь в последний вагон поезда, сметаешь пену со рта: Извините, это поезд до города Н? Ответ: Ууу, трудно сказать, я и сам туда надеюсь доехать, но кто его знает...
- за доведенную до абсурда политическую корректность, например, в детских садах запретили старинную песню про свинку, чтобы не обидеть мусульман. Лучше бы силы в другое место приложили:-)
- за то, что наливают чай с молоком, не спросив!