09
ФЕВРАЛЯ 2004
А тогда была игра в кино, сумасшедший азарт и желание придумать что-то ошеломляющее, приводящее в шок, чтобы увидели и обалдели неподготовленные зрители, чтобы был катарсис, прозрение, потрясение... Фильм назывался - “ЧУЖОЕ БЕЗУМИЕ”. Весь сюжет был закручен на идее случайного хаоса -- смещения исторических пространств, времен и эпох, географических координат; и мистическим ощущением других чувств и других миров, которые иногда пересекают нашу Судьбу.
В очень красивом южном, морском городе неизвестной, экзотической страны,
где очень много памятников истории и архитектуры разных эпох и времен,
одинокий турист-путешественник, профессор археологии Андре, набрел на частный
музей с картинами раритетной живописи самых известных художников прошлого,
начиная с седой Античности. В этот заурядный будничный день, в полдень,
на улицах было пустынно и безлюдно так же, как и в холодных музейных залах,
в атмосфере ренессансных мастеров, в ауре сложнейших аллегорий, религиозных
сюжетов и пластики языка цвета и красок. Андре купил входной билет в кассе,
возле которой не было ни одного посетителя. Пожилой кассир с медальным
профилем римского аристократа показался Андре подозрительно приветливым
и неестественно бледным. Когда Андре задал ему вопрос:
Почти в самом центре респектабельного Лондона на Baker street, в двух кварталах от метро, стоит заурядное здание, облицованное белой плиткой, молчаливое и невыразительное. Но это только внешняя и очень обманная оболочка, внутри этого здания бушуют страсти давно отзвучавших Времен. В маленьком тесном пространстве пересеклись исторические потрясения и линии судеб, эпохи, характеры и эмоции; столкнулись жизни самых знаковых, самых ярких и выдающихся персонажей человечества. Да, здесь лепили и создавали кумиров, нарушая заповедь, но не с целью языческого преклонения, а с целью приблизиться, понять, проникнуть в суть личности, разгадать... Разгадать секрет магии успеха, механизм власти и завоевания умов, умение покорять и подчинять себе... Что это - интуиция или хитрость, природное обаяние или актерская игра, внешняя красота или случай, а может, гипноз и воля? Современные психологи называют ЭТО сложное явление одним универсальным термином -- харизмой, хотя по сути бессильны объяснить более подробно и внятно. Но у нас есть шанс посмотреть в глаза, встретиться взглядом через века и пространства и увидеть, почувствовать вкус избранности и головокружительной известности, ощутить на мгновение дыхание бессмертия, разделить обман торжества и боль поражения... Автор этого таинственного иллюзиона неслышно бродит среди посетителей, и вы явственно чувствуете это присутствие - по отстраненности экспонатов, по холоду разлитой здесь будто неживой энергии, по тусклому свечению массивных и очень старых светильников... Да, Вы правы, Вы угадали имя этой странной, гениальной и очень известной женщины, создавшей более двухсот лет назад этот потусторонний, иллюзорный мир, наполненный фантомами и идолами. Ее звали Мари Гросхольц и родилась она в Страсбурге в безумно–далеком 1760-м году. Свою карьеру начала очень рано в Париже, изготовляя миниатюрные бюсты из воска. Этот таинственный материал, хрупкий и непокорный, был для нее почти живой материей, в которую она вселяла душу, что было сродни ритуальному языческому колдовству или чудом высшего проявления творчества; когда моделируя человеческое лицо она постепенно осязала теплоту и волнение живой кожи, подвижную и неповторимую асимметрию каждого жеста, вплоть до биения едва заметной пульсирующей жилки у виска, выдающей напряжение или тревогу. Первой ее живой моделью был сам великий Вольтер, его восковую фигуру она лепила вместе со своим отчимом и учителем Кюртюсом, который и научил Мари всем премудростям этого воскового ритуала – уникальной технике скульптуры из воска. Ее моделями были великий американец Бенжамин Франклин и любимец Франции Мирабо, Робеспьер и Марат, Жан-Жак Руссо и казненные Луи XVI и Мария Антуанетта, Жозефина и Наполеон, любимица Англии королева Виктория и обезглавленная, преданная и униженная близкими шотландская королева Мария Стюарт. Галерея восковых фигур самых значимых личностей истории не отбирала своих героев по их политическим пристрастиям и идеалам, это почти живая галерея характеров, очень ярких и неповторимых, которые несут на себе печать Б-га и были отмечены Им. Это - венценосные особы и проклятые короли, философы и политики; но странным образом, вместе с ними застывший воск донес до нас аромат той исчезнувшей эпохи и заставил на какое-то мгновение войти, погрузиться в то, что существует над нами, как давно растаявший призрак Времени. Мари уже была в зените славы, когда в 1795-м году обвенчалась в мэрии Парижа с Франсуа Тюссо; с этого момента она навсегда останется для мира Мадам Тюссо и войдет в вечность, подарив нам будоражащий воображение элемент бессмертия, возвысит масштаб личности до уровня Истории. Но не думайте, что я собираюсь пересказывать биографию знаменитой дамы, для этого есть энциклопедии и интернет-ссылки по теме "Museum Madame Tussaud", я совсем о другом... О ТАЙНЕ перевоплощения неживой материи теплого воска в уникальный и единственный в мироздании живой, трепетный, чувственный образ Человека. Я всегда представляла ее элегантной аристократкой, царящей в парижских салонах, в великолепных туалетах, в загадочном свечении прозрачных сапфиров и мерцании голубых бриллиантов. Однако, в действительности все проще и сложнее одновременно. Освещенная бледным желтым светом, старинная картина неизвестного французского художника начала 19-го века, вывешена у входа в зал; и посетителей встречает почти живая хозяйка мистического пространства, где сломались законы классической физики, где Время вдруг остановилось, как стоячая вода в колдовском омуте, и всего на несколько минут позволило нам считать информацию тех далеких дней и событий, которые уже успели раствориться, исчезнуть, как мираж, унося с собой Тайну непостижимости, как магический кристалл. Маленькая некрасивая женщина средних лет, почти карлица, с непропорционально большой головой и очень выразительными натруженными руками бредет по сырому подземелью с огромным тусклым фонарем, под тяжестью которого она сгибается и становится похожей на горбунью из страшных сказок Гауфа, братьев Гримм или Гофмана. Но мы все, случайно пришедшие на этот Праздник жизни, “пикник на обочине”, несем в себе случайность самых невероятных совпадений, переплетающихся в наших усталых за длинные тысячелетия генах. И в ней, женщине, родившейся еще до Французской революции, я вдруг узнаю почти свою современницу, любимицу Франции и ее символ – незабываемую Эдит Пиаф. ...
Те же умные горящие глаза, тонкий профиль, отрешенность...
Коммунары захотели иметь придворного скульптора, чтобы оставить после себя пантеон образов друзей и врагов революции. И для этой цели ее посадили в самую страшную тюрьму Франции и приказали: ”ваять”... И там она, униженная, коленопреклоненная, в серой тюремной робе лепила посмертные маски казненных аристократов; тех, кого лично знала, кем восхищалась, кому преданно служила. Она прощалась с ними, переливая их еще неостывшие растерзанные души в разогретый воск, чтобы на века заставить мир изумиться и содрогнуться перед бессмысленностью кровавого жертвоприношения, брошенного на алтарь непонятных истин, навязанных наивному человечеству лжепророками. Я не буду об этом. История иногда повторяется и, к сожалению, не всегда это фарс... Трагедии, преследования, пытки, казни... Тяжелейший путь человечества к познанию Истины...
А перед глазами - самый выразительный и страшный, почти живой экспонат
лондонского музея мадам Тюссо, голова казненной королевы Франции, Марии
Антуанетты, смоделированная по ее посмертной маске, отлитой через несколько
часов после казни.
Ей было всего 38... И как нелепо звучат сегодня все обвинения, предъявленные
ей: излишняя веселость и экстравагантность, пренебрежение чужой австриячки
к французскому этикету и слишком открытое проявление чувств, страсть к
роскоши и дорогим украшениям, модным изысканным туалетам, куртуазным дорогим
развлечениям, балам, танцам; а еще - безумное желание очаровывать и соблазнять
мужчин... Ну чем не современная роскошная элитная дама – жена преуспевающего
олигарха или министра? Вокруг нее клубились интриги и сплетни, ей приписывали
измену Франции и хищение королевской казны, ее обвиняли в предательстве
и разврате, но роковым стал для нее скандал по поводу бриллиантового ожерелья,
которое авантюристка Жанна де Ламотт похитила, прикрывшись именем королевы.
Эта шумная история, столько раз описанная в романах и киносценариях, запутанная
и до конца не раскрытая, стала последней главой в обвинительном акте несчастной
королевы.
Но вернемся в полутемный мрачный зал музея мадам Тюссо, где оставили ее,
королеву Франции, представленную на обозрение мириадам любопытных глаз
в ее самый страшный момент ухода... И в этом у меня какое-то жуткое
несогласие, непонимание, неприятие происходящего... На лице королевы еще
сохранилось пересечение двух миров - цветущей молодой жизни и холодной
вечности небытия... Она почти живая, но ее уже нет... Ее лицо выражает
почти детское изумление: “За что???
За что обезглавили, надругались, унизили??? За что ее изумительное окровавленное
молодое тело провезли по всему Парижу обезглавленным в грязной скрипучей
повозке с отрезанной головой в ногах?”. Неужели что-то содеянное ею могло
быть соразмерно ее тяжелейшей расплате?
На одном деревянном постаменте под стеклом рядом с головой казненной королевы кричит в пустоту веков еще один экспонат, вылепленный руками Мари Тюссо, - голова гения и злодея Французской революции, организатора королевской казни и кровавого террора, замученного и казненного от имени народа Максимильена Робеспьера. Его обезображенная от пыток голова, сморщенная и изуродованная – еще одно напоминание человечеству, что все так непрочно и непредсказуемо в этом безумном-безумном мире... где нет победителей и побежденных, нет белого и черного, где смешались правда и ложь, святость и порок, честь и бесчестие...
А через 125 лет после казни Марии Антуанетты, в июле 1918-го
в далекой от Франции Сибири “красное колесо” истории повернет вспять...
Последний российский император вместе со всей Венценосной семьей примет
мученическую смерть в холодном подвале ипатьевского дома в Екатеринбурге.
И в который раз потрясенное человечество расслышит эти слова так непростительно поздно. Ирина Цыпина.
НАПИСАТЬ ОТЗЫВ АВТОРУ: altsypin@zahav.net.il Опубликовано в женском журнале "WWWoman" -- http://www.newwoman.ru -- 09 ФЕВРАЛЯ 2004 Интернет-ссылки
по теме "Museum Madame Tussaud"
НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ РУБРИКИ "СОВРЕМЕННАЯ ПРОЗА" |
НА ГЛАВНУЮ |
Реклама в женском журнале "WWWoman" - http://www.newwoman.ru - рекламный макет
ПЕРЕПЕЧАТКА И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ ЖУРНАЛА ЗАПРЕЩЕНЫ!