07
МАРТА 2007
..ВИОРИКА
ЧУМАК (КАНАДА, ТОРОНТО)
............... о
себе
.
МИЛЫМ
ДАМАМ В ДЕНЬ 8 МАРТА
.
.
Сюжеты
в рифмы одеты
(Моей бабушке, Калюжной-Долгополовой
Евдокии Георгиевне, посвящается)
.
«Жизнь
долга, если она полна» (Луций Анней Сенека)
«Скука
есть пустота души» (Н. В. Шелгунов)
IN
MEMORIAM
В детстве мою душу успешно формировали стихи великого русского поэта Николая
Некрасова, а точнее, моя бабушка - проводник творчества Великого Мастера
Слова. Красиво декламировавшая стихи поэта-классика, она заменила ими сладкие
колыбельные, четверостишия Агнии Барто, «Мойдодыра» Корнея Чуковского
и «Дядю Степу» Сергея Михалкова, а выражения «мужичок с ноготок» и «женщины
в русских селениях» пришли на смену словосочетаниям «Миша косолапый» и
«наша Таня». Будучи прекрасной домашней певуньей, она любила исполнять
русские народные песни. Самая популярная и востребованная во время застолья
была «Коробушка»: «Ой, полным-полна коробушка, Есть в ней ситец и парча,
Пожалей, моя зазнобушка, Молодецкого плеча!» Гости подхватывали
слова, а песня вырывалась из домашнего «заточения», выплескивалась в переулок
и наполняла улочку народными изречениями. Мы, дети, наслаждались исполнением
и впитывали не только фольклор, но еще и эмоциональное состояние бабушки
и ее подруг, так как последний куплет вызывал у всех слушателей и исполнителей
слезу, и не одну: «Знает только ночь глубокая, Как поладили они. Распрямись
ты, рожь высокая, Тайну свято сохрани!»
А как боготворила моя бабушка Александра Вертинского! Будучи ребенком,
она ходила со своей бабушкой на его концерты, а позже постоянно вспоминала
об этом и делилась своими впечатлениями.
Но к творчеству Николая Алексеевича она относилась по-особенному. Она с
ним не расставалась ни в праздники, ни в будни. Наш с ней поэтический вечер
очень часто совпадал с переходом в другое, столь необходимое человеку,
состояние – сон. Хотя мне все время хотелось продлить бодрствование и оттянуть
засыпание. Художник слова русского завлекал меня простыми, но в тоже время
незабываемыми конструкциями словесности. Частица за частицей, потайные
места моей обители чувств и эмоций наполнялись великолепием содержания,
сочным звучанием и непревзойденной ритмикой некрасовских рифмованных строк.
По крайней мере, я имела на кого равняться и в смысле сочинительства, и
в смысле декламирования. Как сейчас помню, стоило мне коснуться подушки,
как вся комната наполнялась чудесными строфами: «Однажды, в студеную
зимнюю пору, я из лесу вышел; был сильный мороз. Гляжу, поднимается медленно
в гору Лошадка, везущая хворосту воз». Вдумайтесь и прочувствуйте эти фразы:
«И, шествуя важно, в спокойствии чинном, Лошадку ведет под уздцы мужичок
- В больших сапогах, в полушубке овчинном, В больших рукавицах... а сам
с ноготок!» Как непринужденно и легко они извлекаются из памяти и
отрываются от губ. Как складно получается: «– Здорово, парнище! –
Ступай себе мимо! – Уж больно ты грозен, как я погляжу! Откуда дровишки?
– Из лесу, вестимо; Отец, слышишь, рубит, а я отвожу». Одним словом,
жизнь в стихах: «(В лесу раздавался топор дровосека.) – А что,
у отца-то большая семья? – Семья-то большая, да два человека Всего мужиков-то:
отец мой да я...».
Передо мной в комнате на стене висела картина, вся занесенная снегом; дорога
на ней была длинной и пустынной; в левом нижнем углу находился воющий волк,
а в правом верхнем углу – изба. Я любила смотреть на эту картину, когда
вибрация бабушкиных голосовых связок заполняла пространство диалогами и
описаниями, превращая тишину в зимний речевой этюд. Я боялась
заснуть, чтобы не отключился слух, и не прервалась цепь повествования,
чтобы расслышать продолжение и насладиться простотой и красотой речи. О
чем думала я тогда, в том далеком прошлом, глядя на этот пейзаж? Об одном:
какая бедная и неполная картина по сравнению с этим запечатленным в стихах
кусочком жизни.
Мои первые пробы пера в поэзии начались в младших классах средней школы.
Затем наступило длительное затишье, после чего последовал возврат уже в
зрелом возрасте.
Постучавшая муза должна была обязательно принести с собой картину
или набор «мизансцен» (в моих представлениях или наяву). Только так она
могла открыть те самые потайные ставни, хранящие душевный взмах и лирический
стержень. Обдавая живительной силой душевные самописцы, начиналось
колдовство. Я четко понимала свою задачу: картину следует нарядить в метафоры,
придать немножко динамики и при этом не отклониться от задуманной мелодии.
Прозаический пейзаж нужно превратить в поэтический, сухое описание - перевести
в живое эпитетное наречие, вкрапить сравнения, и тогда, возможно, что-нибудь
получится.
Первый
сюжет: Он и Она. Ее жизнь на Земле закончилась, душа вознеслась на
небеса. Желание находиться возле любимого человека столь велико, что ее
дух проникает в разные природные элементы, с которыми Он соприкасается,
пересекается. Именно таким образом Она решила дилемму, мучившую ее. Ведь
земная любовь была столь яркой, прекрасной и сладкой. Прикосновения к его
рукам, губам, глазам это все, что Она сейчас может осуществить, чем
может насладиться. И этот невероятно удачный возврат через годы и сквозь
преграды окрыляет ее еще больше.
ВОЗВРАЩЕНИЕ
.
Когда в пространстве
растворятся годы,
Тогда с небес сойти я захочу.
Начну с высот и с трепетом походы,
В знакомую ладонь снежинкой залечу.
А если жизнь забьется с новой силой,
Весною завершатся происки зимы.
Распределюсь по почкам вербы милой,
Кустарник-чудо ты не сможешь обойти.
А если ты с цветком в руке застынешь,
Я навещу тебя назойливой пчелой.
Меня, умелую, ты с лепестков не
скинешь,
В пыльце тычинок хрупких обрету
покой.
А если во дворе увидишь ты пичужку,
Услышь, как дивно она трели выдает.
Ты отвлекись, оставь свою пирушку
-
Мой дух божественную песнь поет.
Когда затянется твое блужданье,
Я в дуновенье ветра превращусь.
Стремглав я захвачу твое дыханье,
На скорости, задев тебя, промчусь.
А если вишня дивная покроется цветами,
Я - с лёту в дерево-невесту попаду.
Сперва твои следы покрою лепестками,
Затем на волос твой белесый упаду.
А если боль, страдания тебя погонят,
И ты в рябиновую рощу забредешь.
Деревья в руки красные плоды уронят,
И ты меня дрожащими губами заберешь.
А если угоститься ты захочешь сытно,
И трапеза не обойдется без вина.
Я превращусь в божественный напиток.
Обворожив, заставлю пить меня до
дна.
Когда в раздумьях за столом застынешь,
Я обращусь к пылающей звезде.
Лучом я удивлю, и ты глаза поднимешь
На переливы в пасмурной среде.
Когда, спеша, ты выскочишь из дома,
Тебя поманит тополь вековой. |
. |
...
|
Мне подчинится
вмиг покорнейшая крона,
В тени густой тебя не будет мучить
зной.
И если будешь любоваться темной
ночью
Империей небес и эфемерной пеленой,
Я страстно выжму облачные клочья,
Кольцо из капель помещу на палец
твой.
А если кучевые тучи станут собираться,
Кнутом их ветер беспощадно будет
гнать.
Я прикажу ему утихнуть, не стараться,
Веленьем сердца я украшу голубую
гладь.
Перемешав поспешно облачную массу,
Я нарисую голубя, а в клюве -лоскуток.
По перышкам его пройдусь я, как
по маслу,
И ты получишь камешков удачи впрок.
Опять месить возьмусь туман кудрявый.
Девицу сказочную, юную слеплю.
Примерю ее волос - русый, кучерявый.
Повсюду я сопровождать тебя начну.
Когда пронзит меня стрелы амура
кончик,
И с болью я пойму, что жизнь завершена,
Тогда из линии дождя я перейду
в источник,
При жажде, поцелуев подарю тебе
сполна.
А если не сработает столь меткая
идея,
Тогда на грустное лицо мои послы
сойдут.
В минуты торжества я не увижу лицедея,
В глаза твои посланники небес войдут.
А если дождь зарядит, и несмело,
Сбежав от бури, будешь у окна стоять,
Я затоплю твой сад и докажу умело:
Ты гнева моего не сможешь избежать.
И если дождевая нить отклонится
беспечно
И глиняный сосуд зальет, скорбя.
Проникну в соки стебелька навечно
И через аромат цветка внедрюсь
в тебя.
Все время захочу пересекаться я
с тобою,
Надеяться на то, что вновь увижу
я тебя.
И в жизни стану путеводной я звездою,
И восхищение подарю, в твой мир
придя! |
.
|
.
|
.
|
..
|
Сюжет
второй:
Диалог двух мужчин. Первый – циничен, он принижает, отрицает действительность,
второй видит все в розовых тонах. Для описания можно было бы выбрать любой
предмет, явление. В этом произведении речь идет о женщине. Негативизм одного
представителя сильного пола переплетается с позитивностью другого. И то,
и другое - субъективные представления и отношения. Как говорится, правда
- посередине. Но, наверное, когда речь идет о представительнице прекрасного
пола, то объективность созвучна с возвышенностью, высокопарностью, благородством.
ДЬЯВОЛИЦА
/ НЕБОЖИТЕЛЬНИЦА
.
- Ее хочу
одеть в простой брезент.
- Да нет... Ее награда – натуральные
шелка.
- Она чеканит шаг, шагая, как кадет.
- Да нет... Она порхает и парит
слегка.
- Ей, что ли, стразы к торжеству
купить?
- Да нет... Дорогостоящих камней
простую нить.
- Один цветок из пластика вручить?
- Да нет... У ног ее живых цветов
букетик уронить.
- Я вижу потускневший, мутный взгляд.
- Да нет... Глаза ее прозрачней
утренней росы.
- И у нее характера упрямый склад.
- Да нет... Она все ставит
на свои весы.
- Она груба, завистлива, черства.
- Да нет... Она нежнее мягкого
заката дня.
- Она сердита и мрачна.
- Да нет... Она приветливей сияющего
дня.
- И необтёсанна ее канва.
- Да нет... Натура и манеры в ней
утончены.
- Простые жесты, упрощенные слова.
- Да нет... Движения и вкус изощрены.
- И у нее характер столь взрывной.
- Да нет... Ведь у нее терпенья
пуд.
- И взор суровый, непростой.
- Да нет... Глаза – магнит и сущий
изумруд.
- И голос прячет резкий тон.
- Да нет... Его напевный тембр
меня влечет.
- Глас не звенит, как камертон.
- Да нет... Журчанье ручейков в
речах живет.
- Холодное и жесткое лицо.
- Да нет... Ланиты рдеют, взор
горит. |
. |
...
|
- Ей не идут
браслет, кольцо.
- Да нет... Чрезмерный быт ее старит.
- Невзрачная, безликая порой.
- Да нет... Ее черты прекрасны,
как она сама.
- И за пустяк стоит горой.
- Да нет... Она уступчива, как
южная зима.
- Она отталкивает, как реки струя.
- Да нет... Из мановений соткана
она.
- Опасна и коварна, как змея.
- Да нет... Она божественностью
озарена.
- Ее присутствие воистину гнетет.
- Да нет... Души флюиды в плен
берут меня.
- Любовью не согреет, заметет.
- Да нет... Она колдует возле очага,
его храня.
- Всегда - неколебимый монолит.
- Да нет... Так трогательно радость
дарит нам.
- И всем понятно, что в ней спит.
- Да нет... Она загадочна бывает
по ночам.
- Она совсем не одухотворена.
- Да нет... В ней столько романтизма
и любви.
- И надобно ее бранить сполна.
- Да нет... Ты восхищайся ею -
и к себе зови.
- Да где ж такую ты нашел?
С каких земель привез?
Селений сотни обошел?
Богиню, что ли, к нам завез?
- Да нет... Одна из миллионов дам
Со мной - и в дождь, и в
зной.
Ее не уступлю и не отдам,
Она – маяк и вдохновитель
мой! |
.
|
.
|
.
|
.
|
Дорогие женщины! Будьте всегда такими, какими
Вас описывает второй представитель сильной половины человечества, или,
по крайней мере, верьте, что Вы таковыми являетесь, и Вы обязательно распуститесь
белой лилией или красной розой.
Милые дамы! 8 Марта - это праздник нежных и дерзающих, миловидных и строгих,
обаятельных и проницательных, сдержанных и инициативных, спокойных и мчащихся,
парящих и руководящих...
Хотелось бы пожелать в этот день всем Вам, таким разным и таким похожим,
много душевного тепла и равновесия, неуемной энергии при решении поставленных
жизнью задач и в поиске оптимальных путей следования, оперативности в сочетании
с загадочной медлительностью и настроем на оптимистический лад, а также
необычных, незаменимых и неповторимых чувств под названием «любовь».
Пусть Ваши надежды и мечты не исчезнут, не растают, не растворятся и не
скроются за углом временного неблагополучия, а воплотятся в нашу суровую
действительность, неся за собой шарм женского мироощущения и женской
мечтательности.
Автор:
Виорика Чумак (Канада, Торонто)
Источник:
newwoman.ru
Написать
автору
Опубликовано
в женском журнале "WWWoman" - http://www.newwoman.ru
07 МАРТА 2007
РУБРИКИ:
ИЗБРАННАЯ
ПОЭЗИЯ | ПРАЗДНИКИ | 8
МАРТА |
[Продолжение:
Виорика Чумак (Канада, Торонто): Шествие по
Африке]
|