2020-05-05
Tosha

Норвегия: горная Лапландия, что за полярным кругом

Норвегия, горная Лапландия

В понедельник, совершенно неожиданно, мой дорогой Х предложил мне поехать с ним на неделю в Лапландию. Это значит – доехать на машине до какого-нибудь маленького селения за полярным кругом. А потом всю неделю интенсивно передвигаться пешком по безлюдным местам. Все необходимое – с собой в рюкзаках. Много лет подряд слышала я рассказы и видела фотографии этих их лапландских походов "на выносливость". Мне, конечно, очень хотелось побывать в этих красивейших местах. Но тащить так сразу, без подготовки, на себе рюкзак с палаткой, спальником, едой и вещами?  Эта мысль смущала меня всю неделю до пятницы.

1 августа, пятница
    В пятницу Х повез меня в специальный "походный" магазин и купил походные ботинки (непромокающие, но "дышащие") и специальные, плотно сидящие на ноге носки. Он забраковал все мои свитера, снабдил меня специальными "походными",  держащими тепло, но быстро сохнущими (современная технология, синтетика, невесомость) майками, свитерами, курткой и брюками. После полной загрузки рюкзак потянул лишь 18 кг, вместо обещанных 30. Ну, это переносимо! Прогноз не обещал дождей в Лапландии, но погоду обещал пасмурную, и ночи ниже +10° С.

2 августа
    Пришлось встать в 4 часа утра, чтобы успеть проехать 380 километров до порта Вааса (Vaasa). Оттуда паромом (4 часа) в Швецию, в Умео (Umeе). На пароме – досыпали сидя. Приплыли в 12 часов, по местному времени в 11. Рванули поперек Швеции в Норвегию – 600 км. Границы как таковой нет, есть только столбик с флагами, да горы как естественная граница. Часам к 8 вечера добрались до городка Фауске. Оттуда по местному серпантину двинули в Сулитема.
    На уровне норвежского города Боде (Bode), что выше полярного круга, по ходу фьорда продолжающегося в озеро, на самой границе со Швецией, укрылась в горах деревня Сулитема. Поскольку в прошлом и позапрошлом веке здесь было очень мощное по тому времени месторождение железной руды, то до рудника ведет гравийная дорога. Это было нам большим подспорьем, не пришлось пешком подниматься 600 метров (если по вертикали), а серпантином добрались на машине. Остановились на уровне вечных снегов. Высота 740 м, время 11 вечера, два часа до заката, поскольку Заполярье.
    Я-то думала, мы здесь и разобьем палатку, но не тут-то было. Переодеться в "походную" одежду, допить водичку, доесть морковку, надеть рюкзак и двинуть вперед – для пробы.
    Посох в руки – и пошагали, хорошо хоть по тропе, но весьма круто. Ветер дует ощутимо холодно, а мне вскоре стало даже жарко. Так к часу ночи дошли до конца тропы, до первого высокогорного озера (Storelo lake) где разбили первую ночевку на высоте 799 м. Температура этой ночью была  +7° С.

3 августа, воскресенье
    Я проснулась в 9 утра. Вовсю светит солнце, восход был в 3 часа. Пока мы спали, палатка и округа нагрелась так, что я вылезла наружу прямо в майке и босиком, и, пока бегала кругом, совсем не замерзла. Красота! Рядом – кристальный горный ручей журчит, поодаль – озеро, горы в вечных снегах. Приготовили первый походный завтрак – каша и хлеб с сыром-колбасой. Чай с печеньем. Все до кусочка сочтено, чтобы хватило на неделю!
    Собрали лагерь и двинулись вокруг озера на запад. Всё! – дорог и троп нет. Идем по карте (отличная крупномасштабная карта, стараемся выбирать путь средней крутизны).  Задача – преодолеть перевал 1230 м! Мы еще "свеженькие", не устали. Но в этот день был самый трудный грунт, – под ногами даже не камни – гнейсовые пластинки. Они скользят и осыпаются вниз. Приходится выверять каждый шаг. Х говорит, никогда он по таким скользким горам не ходил.
    После передыха добрались до снегов – дело пошло лучше. Подбадривая друг друга, мы преодолели этот перевал! Обедали на озере Sorjos. Фото есть, а я этого не помню, как вообще помню в этот день только постоянное карабканье вверх по крутизне. Местами мы просто карабкались вверх на четвереньках – так круто. Хорошо, что после перевала под ногами появилась травка, и камни так не сыпались из-под ног.
    Эти горы богаты железом (камни как ржавые) и медью (много зеленых камней), а отдельные камушки – белые как кусочки сахара. И все это - под ногами, а над нами нависают серо-черные базальтовые кручи. Фотографии делали только на остановках, в пути не до того. Спешили дойти до цели. Из живности – утром слышала какую-то пичугу, да северные олени грелись на снегу вдалеке. Пока дождем и не пахло, облака, но временами хорошо пригревало солнце.
    Так мы прошагали 11 км (по карте, т.е. по прямой) – в горах это много!
    К 10 вечера вышли к озеру у ледника. Температура  +10° С, сильный ветер. Нашли только одно защищенное от ветра место. Лагерь на высоте 1012 м! Ужин в холоде. Огненный закат.
    Сон на камнях. Хорошо, что матрацы с поддувом.

Фотографии размещу в комментариях (смотрите, начиная с первой цифры комментариев).

Автор: Tosha (Евросоюз), которая путешествовала по горной Лапландии в августе 2008, а опубликовала репортаж - 4 марта 2013