ГЕННАДИЙ ПАВЛЕНКО
психолог, режиссер,
драматург
gennadij@pavlenko.name
Одомашненные
приматы маскируются под людей.
Или:
нужно ли дрессировать любимых?
Каждый из нас сталкивался в жизни с заявлением: «Ты – плохой!» или «Ты
– хороший!». Как часто эти слова, при всей их кажущейся пустячности и привычности,
становятся для нас или приговором, или наградой. Ты плохой, - и мы стараемся
доказать человеку, что это не так. Ты хороший, - и вот мы уже радостно
вьемся вокруг него. Стоит или нет, обращать внимания на подобные высказывания?
На мой взгляд - нет.
Мы не плохие и не хорошие. Это неверная оценка. Она ограничивает нас, делает
несвободными. Нельзя быть хорошим для всех. Для кого-то мы все равно останемся
плохими, и эта «плохость» будет дергать нас за душу, заставляя чувствовать
себя несчастным, и заставляя подтверждать свою «хорошесть». Негативное
мнение о нас, образует в нашей душе глубокую, кровоточащую расщелину, обнаженные
внутренности которой, при малейшем нашем движении доставляют шокирующую
боль.
Оценка «хороший-плохой» для управления собаками и людьми нужна для
тех, кто распоряжается этими несчастными созданиями. В детстве родителям
требовались какие-то инструменты для влияния на нас. И они выбрали самое
простое – играть на потребности малыша чувствовать любовь родителей. Сделать
это очень просто: ребенок делает что-то, не нравящееся маме, она хлопает
его по попке, говорит, что он плохой, а в добавок, чтобы ему было все понятно,
лишает его своей любви. А чтобы мы знали - что значит быть хорошим, нас
за какие-то приятности, которые мы доставляли маме, гладили по головке
и угощали разными вкусностями, говоря при этом: «Ты хороший, потому что
любишь маму….», а любовь к маме проявлялась в том, что малыш убрал за собой
игрушки вечером. Как просто показать человеку, что ты его любишь – просто
убрать игрушки за собой. Стоит ли удивляться, что вырастая взрослыми, мы
не умеем любить, и лишь «убираем игрушки»?
Когда взрослые люди любят, они стараются показать любимому свою хорошесть,
и избегают получить от родного человека пинок за плохость. А любимый, впитавший
с молоком матери эти стратегии, с удовольствием ими пользуется, то есть
пинается и периодически поглаживает, но злится, когда такие же приемы применяют
к нему. Это в нашем обществе называется любовь. На мой взгляд, это не любовь,
а простой зверинец, потому что подобные методы дрессировки применяют к
любым животным, а не только к человеку.
Конечно, нельзя сказать, что нужно прямо сейчас отказаться от использования
этого арсенала. Если рядом плохо обученный одомашненный примат в человеческом
обличии, который по-другому не понимает, лаской от него ничего не добьешься,
только на шею сядет. С такими экземплярами нужно действовать старыми, проверенными
методами – кнутом и пряником. Да вот только одна проблема, человека из
обезьяны, таким образом не сделаешь, а только немного адаптируешь под себя.
Да и стоит ли пытаться подтверждать теорию Дарвина на собственном опыте?
Из примата человека не получится, даже и не пытайтесь. Лучше вообще с такими
экземплярами не связывать свою жизнь, а если связали, разойдитесь, даже
если кажется, что уже поздно. Как определить, кто одомашненным приматом
является, а кто нет? Вот небольшой списочек:
Одомашненный
примат:
· Обидчив
· Злопамятен
· Иногда груб
· Думает только
о себе
· Любит так,
что убежать хочется
· Мстителен
· Ревнив
· Эгоистичен
· Часто не понимает
простых объяснений
Кстати, пусть вас не успокаивают мужские окончания. Я знаю множество женщин,
которые под эти признаки подходят на все сто. Ведь не могут обезьяны быть
только мужского рода, им же и размножаться как-то нужно… :-)
В общем, если вы встретили такой экземпляр, бегите от него, пока не поздно.
Кстати, человекоподобные приматы очень способны к мимикрии. Их очень просто
спутать с людьми, что постоянно и происходит, тем более что с течением
времени людей становится все меньше, а приматов все больше. По моим оценкам,
соотношение приматов к людям уже достигло критической отметки 3 к 7. На
каждых семь приматов приходится трое людей. К чему мы катимся?
Ну, вы, конечно, понимаете, что это все шутка, хотя… в каждой шутке есть…
А если серьезно, то оценка «хороший-плохой» - это подходящий способ внушить
человеку чувство вины, чтобы потом, играя на этом чувстве, получать от
него что-то для себя. Это обычная, ничем не прикрытая манипуляция.
А манипулировать вредно, так как люди это чувствуют, и отвечают адекватно,
то есть, начинают манипулировать вами, а это не приятно. Замечали?
Что ж, выходит, что оценивать людей нельзя, но какая-то мораль должна быть
все равно, иначе, став безоценочными, некоторые приматы превратятся в зверей
и будут питаться человечиной.
Пускай оценка будет не с позиции «плохой-хороший», а с позиции «добро-зло».
Просто задайте себе вопрос: то, что я сейчас делаю – это добро или зло.
Если я строю – это добро, если я разрушаю – это зло.
Вот, например, кто виноват в ссорах, на ваш взгляд: Тот, кто начал? Тот,
кто продолжил? Оба?
Хочу вас обрадовать…, вы не правы в любом случае. На мой взгляд, виноват
тот, кто рушил отношения. Начать ссору может каждый, просто настроение
не то, и понеслось… Но ведь идеальных людей нет, когда-то мы все срываемся.
Да? Продолжить может так же любой из двух, потому что иногда бывает трудно
не сорваться в ответ. Тоже бывает… Все мы - люди, и время от времени ошибки
делаем. Но если кто-то начинает ссору раскручивать, усиливать, делать ее
мощнее, вот этот человек и рушит отношения, даже если он борется за мир
во всем мире :-).
Можно рушить, а для отвода глаз прикрываться благими намерениями, но это
всего лишь обман. И обманывающий это всегда чувствует, вот почему среди
политиков почти все больные люди. Их вранье рушит их организм, потому что
они врут сами себе.
Можно врать людям, и люди могут поверить, если врать убедительно, но не
соврешь самому себе, потому что душа всегда чувствует неправду, и знает
– что добро, а что зло. Мы каждый миг знаем – где добро, а где зло, но
чтобы осознать это знание, нужно перестать верить в те постулаты, которые
вложило в нас общество. И тогда нам будет не нужны разного рода оценщики
и советчики. У нас всегда будет с кем посоветоваться – с самим собой.
Общество так устроено, что виноватыми мы себя чувствует часто. Религия
заставляет нас чувствовать раскаяние за наши желания быть богатым и счастливым
«…потому что только бедные попадут в рай». И мы разрываемся в этом противоречии
– ведь бедным жить худо, а богатым нельзя. Государство постоянно внушает
нам мысль, что из-за нашего нежелания платить налоги мы грустно живем.
Но при этом нам уже много лет обещают райские кущи прямо завтра. Модные
журналы показывают нам эталоны красоты, и мы, сравнивая себя с ними, чувствуем
неудовлетворенность собой. Однако все мы разные, и можно ли говорить, что
какая-то модель красивее вас, только потому, что в этом сезоне именно такая
фигура и мордашка модны?
На чувстве вины построены все рекламные акции. Вам показывают сверкающую
белизной кухню, и вы, посмотрев на свое место жарки и варки, понимаете,
как бедно вы живете. Вам показывают красиво-ярким мужчин и женщин, пьющих
пиво и отдыхающих под пальмами, а вы ощущаете приниженность от мысли что
они это могут, а вы нет.
Чувство вины построено на основе сравнения. Мы сравниваем себя с кем-то
лучше нас, и чувствуем себя виноватыми, что мы не такие великолепные. Чувство
вины может быть как бичом, оставляющим кровавые рубцы на нашей душе, так
и мотивацией изменить свою жизнь и стать лучше. Главное – не надо сравнивать.
Я слышал такую метафору:
У одного человека
в Индии, носящего воду, было два больших горшка, висевших на конце шеста,
который он носил на плечах. В одном из горшков была трещина, в то время
как другой горшок был безупречен и всегда доставлял полную порцию воды
в конце длинной прогулки от источника до дома учителя. Треснувший же горшок
доносил только половину.
В течение двух
лет это продолжалось ежедневно: человек, носящий воду, доставлял только
полтора горшка воды в дом своего учителя. Конечно, безупречный горшок гордился
своими достижениями. А бедный треснувший горшок страшно стыдился своего
несовершенства и был очень несчастен, поскольку он был способен сделать
только половину того, для чего он был предназначен.
После того, как
два года он чувствовал горечь от своей несостоятельности, в один день он
заговорил с переносчиком воды возле источника:
— Я стыжусь себя
и хочу извиниться перед тобой.
— Почему? Чего
ты стыдишься?
— В течение этих
двух лет я был способен донести только половину моей ноши, потому что эта
трещина в моем боку приводит к тому, что вода просачивается в течение всего
пути назад к дому твоего учителя. Ты делал эту работу и из-за моих недостатков
ты не получал полный результат своих усилий, — удрученно сказал горшок.
Переносчик воды
почувствовал жалость к старому треснувшему горшку и, будучи сострадательным,
он сказал:
— Поскольку мы
возвращаемся к дому учителя, я хочу, чтобы ты заметил красивые цветы по
пути к нему.
Действительно,
когда они поднялись на холм, треснувший горшок обратил внимание на превосходные
цветы на одной стороне пути и это успокоило его немного. Но в конце тропинки
он опять почувствовал себя плохо, потому что через него просочилось половина
его воды, и поэтому он снова принес извинения водоносу из-за своей несостоятельности.
Тут водонос сказал
горошку:
— Ты заметил,
что цветы росли только на твоей стороне пути, но не на стороне другого
горшка? Дело в том, что я всегда знал о твоем недостатке, и я воспользовался
им с пользой. Я посадил семена цветов на твоей стороне и каждый день, когда
мы шли назад от источника, ты поливал их. В течение двух лет я мог брать
эти красивые цветы, чтобы украсить стол моего учителя. Без тебя, просто
такого, как ты есть, не было бы этой красоты в его доме!
Надо ли еще что-то говорить? Каждый из нас прекрасен, совершенен и уникален.
Только наши сомнения в этом могут убедить людей в обратном. Но главное
- убедить нас, что мы недостойны чего-то, потому что мы несовершенны.
Совершенство недостижимо, потому что если бы было возможно стать самым
идеальным человеком, в этот день мир бы умер, так как исчезла бы мечта,
а без мечты нет жизни.
Для Вас Получал и Осознавал Геннадий Павленко
16
мая 2003
НАПИСАТЬ
ОТЗЫВ АВТОРУ
СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ: СТОИТ
ЛИ ПРИНИМАТЬ ЛЮБИМЫХ ТАКИМИ, КАКИЕ ОНИ ЕСТЬ
Персональный
сайт Геннадия Павленко
Ссылки на другие
статьи этого автора:
Как
получать желаемое и что делать, если все не так, как хочется?
Что
мешает быть любимым
Медитация
на выходные: "Распускающийся папоротник"
Опубликовано
в журнале "WWWoman" - http://newwoman.ru
21 МАЯ 2003 ГОДА
ДАЛЕЕ:
Психологический
анализ рекламы на российском телевидении
ВСЕ
СТАТЬИ РАЗДЕЛА "ТАНГО С ПСИХОЛОГОМ"
|