31
МАРТА , ПОНЕДЕЛЬНИК, 2003
СВЕТЛАНА МАКАРЕНКО
ladydi@semsk.kz
НЕВИДИМЫЕ
СЛЕДЫ
НОВЕЛЛА
В ПИСЬМАХ
«Птица
в небе, змея на камне, мужчина
в женщине оставляют невидимые следы».
Притчи Соломона.
Вступление
Почему
я всегда стеснялась своих писем и никогда не собирала и не хранила черновиков
из папки «Отправленные»? Лишь эти несколько листков, обращенные к тебе,
случайно уцелели... Почему их не выдуло сквозняком, когда ты открыл дверь,
чтобы уйти?... Легли бы они красными осенними листьями на летний, раскаленный
асфальт, и все было бы гораздо проще... Пожухли, свернулись бы или просто
скрылись, гонимые ветром, в поднебесье... Или, притаившись, умерли в тени
огромного, колючего куста акации, он жадно выпил бы все их краски, и к
утру от них не осталось бы ничего, лишь блеклые ряды букв... Потом пошел
бы дождь, и буквы растворились бы в его каплях, чернила потекли бы сиреневыми
ручейками по асфальту... Не люблю это «бы...» Его не бывает... Как не бывает
прошлого и будущего... Когда исчезает Любовь...
Тебе
не нравились мои откровения. Ты не любил тонкого налета печали на всех
моих признаниях, стихах, порывах — может, просто от сознания, что все волшебное
— быстротечно, и я в любой момент могу тебя потерять...
Я не
боялась, что отнимут, нет, насильно ведь удержать нельзя, и как отнять,
то, что не было до конца твоим? Ты приходил и уходил — улыбками, жестами,
хмуростью взгляда, неосторожной нежностью, которой сам же потом испуганно
сторонился, какими-то малозначащим фразами, острой колючестью розовых и
лилейных букетов, пахнущих чем-то неповторимо счастливым, тоже быстротечным,
тоже таким, что невозможно удержать руками, из того мира, который присутствуя
не присутствует: мира Красоты...
Ты
не любил моей мягкой печали, похожей на ласковый июньский дождь, предпочитал
мою иронию, смех и шутки — называл все это «бархатно-королевским» — тон
шуток не задевал тебя, а смешные истории ты называл плюшевыми мишками,
от которых настроение становится радостно-счастливым, как в детстве...
Иронию я чаще допускала по отношению к самой себе, и ты говорил, что это
от неуверенности... или от мудрости — тут ты не удерживался от улыбки,
и последнему заявлению я не очень-то верила!..
Ты
не любил моих откровений и нечасто дарил свои. То, что я угадывала о Тебе,
мне оставалось лишь безмолвно хранить, где-то там, в сердечных тайниках,
стараясь, чтоб не выдали известную мне тайну ни глаза, ни жесты, ни интонация...
А в письмах — все прорывалось, и ты кричал, что уничтожишь их, потому что
они разрывают тебе сердце... А оказалось — сохранил все до строчки, в отличие
от меня...
Но те письма, что принадлежат тебе, никогда не соединятся с моими уцелевшими
листочками, потому что ослабли порывы ветра, когда-то неудержимо влекущие
нас друг к другу... Потому что это были две разных эпохи чувств: в первой
мы оба пытались любить, а в обрывках уцелевшей, второй, я продолжала любить
тебя...
Эпоха первая:
«До»
...Нет,
еще не поздно. И мне совсем не трудно написать тебе письмо, только позволь
вместо чернил макать перо в букет сирени, который стоит рядом со мной.
Я погружаю лицо в душисто-влажную шероховатость лепестков, вдыхаю тончайшие
капли аромата, и каким-то тайным зрением пытаюсь найти тот самый пятилепестковый
цветок, который приносит счастье... На вкус он горек, но вдруг меня минует
эта горечь, вдруг мне еще позволена надежда на каплю сладости?
В этом
аромате — горечи — я пытаюсь уловить то, что ты не договорил, уходя...
Обронил с легкой улыбкой, что тебе нравится слушать мой голос, за которым
— тайна возраста: «Не определишь точно — слишком нежен для зрелой женщины
и глубок для ребенка». Взгляд у меня был растерянным, ты уловил смятение:
«Это мой голос. Голос для меня... А когда стану читать твое вечернее письмо,
попытаюсь представить тебя рядом и вспомнить, как ты говоришь»... Вот я
и пишу... А сама пугаюсь — вдруг ты в одну минуту постигнешь тайну голоса,
а без тайны — я тебе надоем... Или что еще хуже — ты привыкнешь к нему,
и он станет тебя раздражать...
Ты
так любишь тайны. И так сердишься, если раздражен. Как все мужчины... Может,
мне лучше молчать? И вдыхать аромат сирени...» «Улыбаюсь, услышав, что
тебе нужна моя болтовня о пустяках в разговорах и письмах: например, о
радуге, выглянувшей из-за дождевой тучи. Я тебе сказала вчера, что в сердитой
тучке живет гном. Он спускается на поляну, съезжая по радуге, как по мостику,
а потом собирает в чашечки-колокольчики росинки в траве и пьет их. До сих
пор слышу твой смех в телефонной трубке...
Ты
смеялся, как человек, который, вместе со смехом, обрел нечто ценное и давно
забытое... Были в этом смехе и нотки удивления над самим собой. Потом ты
вздохнул и сказал: «Господи, солнышко, я и забыл, что можно так хохотать.
От души. Береги себя, ладно?» Я спросила, выдыхая вместе с вопросом кольнувшую
сердце невидимую иглу (что-то часты ее уколы последнее время)... Ну, ты
ведь помнишь, что я спросила... И ты ответил: «Чтобы рассказывать сказки
детям...» Помолчал и добавил: «Может быть, нашим... Ты не волнуйся, хорошо?
Тебе вредно волноваться!.. Спокойной ночи, гном!».
В трубке
раздались гудки. А потом я не спала. Но ничего, я себя неплохо чувствую.
Под утро я забылась и смогла увидеть во сне маленькую белокурую девочку,
лет трёх. Около нее в траве лежал яркий мяч. Она тянула руки ко мне. Но
кто была она? Может быть — наш ребенок? Так странно, у нас с тобою — темные
волосы... Или ты в детстве был светлее? Не знаю. Я вообще многого о тебе
не знаю. Ты так любишь тайны».
«Не
надо, не сердись! Я не хотела тебя обидеть! Я на миг растеряла всю свою
мудрость, за которую ты меня любишь... Ну, хоть немножко... Еще любишь?
Посмотри на небо, подняв голову. Там одна звездочка — крохотная, виновато
моргает. Она просит прощенья. Это — я. Ты стоишь на балконе и нервно куришь,
я чувствую... Ты простишь меня?! Нет, я не фантазирую, просто знаю, что
тебе сейчас плохо! Я почувствовала это в тоне письма...
Нет,
я не собиралась тебя терзать... Наверное, себя я терзаю больше. Может быть,
ты не видишь снов, в которых к тебе — по траве, снегу, осеннему парку,
бегут дети и протягивая руки, кричат: «МАМА!» Их двое — мальчик и крохотная
девочка. А я бегу им навстречу и все не могу добежать... Тропинка — бесконечна.
Иногда я бегу по ней на что-то надеясь, иногда стою — с таким чувством,
будто в меня стреляли и я уже не жива. Тупая боль раздирает сердце. Я просыпаюсь
в слезах и с этой вечной сестрою — болью, с которой сроднилась... А если
ты видишь сны, подобные моим, то — вдвойне прости меня... Я глупа, как
все женщины... Я ведь тебе говорила, что я — обыкновенная... Несмотря на
все мои таланты, которыми ты восхищаешься...»
«Расскажи
мне еще раз, а какое оно — море? Мне кажется, оно похоже на тебя — с таким
же изменчивым нравом, то хмуро-сердитое в шторм, то нежное, стелящееся
у ног ласково-пенной волною. Расскажи, я так лучше запомню. И лучше пойму
— тебя.
Я все
время смертельно боюсь тебя обидеть, ранить... Просто не понять.
Иногда
ты мне кажешься таким сложным. И я себя рядом с тобою чувствую крохотной
девчушкой... Особенно, когда ты начинаешь меня во что-нибудь кутать. Как
вчера.
Что
это значит — «свожу с ума»? Родной, что ты выдумал, какая «скрытая чувственность?...»
Я ни о чем таком и не думала! Просто сказала тебе, что устала и хочу лечь
пораньше, но боюсь сбиться с привычного ритма и вовсе не заснуть... Мне,
и правда, часто не хватает твоего голоса. Он, как будто, защищает меня
от чего то... Обволакивает. И усыпляет. Напоминает мне рокот любимого моря,
которого я не видела и не увижу. Спасибо за цветы. Нет, не знаю про завтра...
Я не совсем хорошо себя чувствую, хоть и люблю ливни. Они мне кажутся музыкой.
Как будто я на концерте. Как давно я нигде не была... Сто лет. Тысячу?
Три месяца? Год?.. Лучше — не считать...» «Правда?! Ты обещаешь?... И будешь
нести меня на руках до самого моря? Даже по песку? Это так здорово! Я уже
чувствую тепло твоих рук. Наверное, ты не устанешь, ведь поднимаешь же
штанги весом в 70 кг, а я вешу только — 48. А может — меньше.
Но,
если что, я взвешаюсь и похудею — срочно! Или — взвешусь? От счастья я
забыла все грамматические нормы! Называется — филолог! Посмотри в Словаре
и напиши, как правильнее».
«Ты
опять в своем спортзале, а потом — работа до ночи, а я полдня жду звонка
и трясусь от мысли, что тебе стало плохо, что ты переутомлен, что с тобой
что-то случилось. Не знаю, я всегда придумываю ужасы. Со мной все банально,
не приму вовремя лекарства, допущу лишнее волнение — все. Заранее все расписано.
А с тобою — проигрываются тысячи вариантов: «Ты попал под машину, уронил
на ноги снаряд, тебя избили, у тебя разболелась голова, ты банально пьян
— такого еще не было, но может быть! — ты наглотался чего-нибудь холодного:
воды, пива, мороженого — и лежишь в жару, не можешь дотянуться до трубки»...
О, как много их, этих немыслимых вариантов!
И такой
есть: ты встретил кого-нибудь... Но тогда... Я не знаю. Тогда мне надо
будет вспомнить, что я — волна, а у нее есть час прилива и отлива. Над
душой твоею я не вольна (хоть ты и пишешь, что я вошла в нее навсегда и
без спросу...)
Но
я не виновата в том, что ты вдруг стал мне дороже, чем самые близкие...
Что, может быть, я просто — люблю тебя. Сразу. Давно. Определенно. Вот
и все. Разве это не может случиться?»
Эпоха вторая:
«После...»
«Почему
нельзя писать о любви? Что так внезапно случилось?! Почему ты так напряжен?!
Я не ищу твоих прежних тайн, пусть все они останутся с тобою, мне не нужно
все, что было — до меня...
Я даже
не спрашиваю тебя, а какою была она, та, укравшая у тебя сон и покой на
долгие и странные для меня 15 лет. Разве нельзя быть просто счастливым
от чувства Любви и от того, что оно посетило тебя, осенило своим крылом?
Истинная Любовь свободна, она не знает страха, боли, терзаний — так написано
в Библии...» «Для меня чувственная сторона Любви имеет не меньший смысл,
чем для тебя (не заблуждайся, иначе, что же ты тогда вкладывал в смысл
этих слов — «настоящая Женщина», говоря обо мне в своих письмах?!), но
я не ставлю это во главу угла.
Для
меня понятие Любви — единения, гармоничности, сопричастности, понимания
души на уровне эмоциональном — на порядок выше... Любовь для меня неотделима
от нежности: молчания, легкого жеста прикосновения к руке, застывшей от
холода, к щеке, по которой ползет слеза... Для меня любить — это значит
чувствовать, понимать, жалеть человека, а не только — слепо хотеть...
Неужели
ты всего лишь слепо хотел меня, нарисовав себе прекрасно — фальшивую тайну
и, не постигнув истинной тайны, того, что составляло и составляет всю мою
суть и суть моего творчества: «Любить так, чтобы можно было почувствовать
за спиной дыхание бессмертия!» «Да, я тоже желала и жаждала твоих рук,
твоего тепла, твоих губ, всегда жадно греющих мои пальцы, мою кожу, мои,
часто заплаканные, глаза... Ты не мог не чувствовать этого! Тебе это нравилось.
Я знала и понимала это. Это всегда понятно.
Но,
может быть, ты хотел, чтобы я любила тебя отстраненно, как бы во всей непроницаемости
твоей брони из тайн, недомолвок, секретов?.. Этого я так и не поняла до
конца. Ты не желал знать моих тайн, чтоб не стала окончательно ближе, чтобы
обуздать эту волну, накатившую на тебя внезапно? Ты не мог преодолеть страха?
Ты любил — выдуманное, а не меня?
Прости,
что не поняла! Если сможешь.
Я так
и не сумела — так полюбить. Хотя принимала и прощала все твои слабости
и грехи. Признанные открыто. И сейчас ты в моей памяти — омытый Любовью,
которой я не боялась никогда. И которой признательна за то, что она даровала
мне тебя таким, каков ты был и есть по сути — нежным, сильным и удивительно
ранимым. Таким, каким тебя любила лишь Мать, наверное. Я благодарна Богу
за то, что он послал мне тебя. За то, что мы соприкоснулись. За то, что
скрестились наши Пути! За то, что ты есть!
Прощай...
Мои письма хранить и возвращать — не стоит. Стихи — подарок. Читай их иногда,
и пусть невидимые следы моей Любви, оставшиеся в строчках, создадут наконец
ту тайну, которой не было... Не было?..»
Эпилог
Листки
с обрывками моих писем к тебе я не хочу больше хранить. Чувствую, что —
не нужно... Я сейчас поднесу к этим листочкам спичку и искры от них поднимутся
вверх, к Небу, прояснившемуся после короткого дождя. Их не станет. Словно
никогда и не было. Строчки не будут умирать, размытые ливнем, под тенью
колючей акации... Я никогда не писала их тебе. Они существуют лишь в моем
воображении. Лишь в тоскующей и отчаянно желающей Любви исстрадавшейся
душе!
...Но
тогда — что же я сжигаю наяву?.. Каким пеплом измазаны ладони?!. И где
и в чем мне теперь искать Твои «невидимые следы»?
21-22. 06. 01
Написать автору -
ladydi@semsk.kz
Опубликовано
в журнале "WWWonan" - http://newwoman.ru 31 МАРТА 2003
Поэтическая
страница Cветланы Макаренко на этом сайте
Поэтическая
страница Cветланы Макаренко на сайте Stihi.Ru
Биография
и фото Светланы Макаренко
Сайт
Светланы Макаренко, посвященный Принцессе Диане
Предыдущая публикация этой
рубрики - СОФИЯ: КУСОЧЕК
МОЕЙ ЖИЗНИ
Следующая публикация этой
рубрики от 9 апреля 2003 года:
НАТАЛИЯ
ВИК (ГЕРМАНИЯ, БЕРЛИН): НЕОКОНЧЕННАЯ ИСТОРИЯ
ДАЛЕЕ